Благодарность делает финансовые решения эффективными
Ученые выяснили, что испытываемое человеком чувство благодарности побуждает его делиться своими финансовыми ресурсами с окружающими. При этом, не смотря на возможное нарушение сиюминутных интересов, щедрость рано или поздно приносит финансовую выгоду.
Профессор David DeSteno выяснил, что чем больше мы благодарны кому-то, тем больше шанс, что мы раскошелимся. Благодарные люди ведут себя благородно, и это выражается в финансовой сфере, причем не только по отношению к тем людям, к которым благодарность обращена. В этом состоянии человек имеет тенденцию вести себя альтруистично, игнорируя собственные интересы и личную выгоду.
Специалисты полагают, что финансовые решения в пользу окружающих требуют от людей усмирения собственных эмоций. Исследователи данной научно-исследовательской работы, однако, считают, что, наоборот, эти эмоции помогают людям принимать решения, которые принесут финансовую прибыль в долгосрочной перспективе, даже если при этом будут нарушены их сиюминутные интересы.
В первой части эксперимента, 85 добровольцев выполняли сложное задание. Как только оно было выполнено, половине из них сказали, что из-за сбоя в компьютере им придется выполнить задание снова. В тот же момент, один из «волонтеров» (на самом деле – один из исследователей) «чинил» компьютер: это означало, что задание по-новой делать не нужно. Это вызывало у данной группы чувство благодарности. У второй группы никаких «неполадок» с компьютером не происходило. Во второй части эксперимента обе группы играли в игру, в которой каждый участник мог давать любую сумму денег другому участнику. Правила игры преднамеренно противопоставляли личную выгоду общей – увеличение личного дохода могло быть достигнуто только ценой увеличения группового дохода.
В результате оказалось, что «благодарная» группа отдала на четверть больше своих денег, чем контрольная, что привело к увеличению группового дохода. Кроме того, люди из первой группы делились деньгами в том числе с незнакомыми людьми, и это означает, что их щедрость не была вызвана тем, что они были у человека в долгу. Мы честны и щедры с другими не потому, что считаем, что должны таковыми быть, а потому, что понимаем, что такое поведение в долгосрочной перспективе ведет в большей стабильности в социальных сетях. Если вкратце, благодарность делает финансовые решения эффективными, подвели итог исследователи.
***