Всем, кто собирается получать водительские права, лучше поторопиться сделать это в самое ближайшее время. На чем основано такое тревожное предупреждение? 1 июля 2009 года вступило в силу положение о лицензировании образовательной деятельности автошкол.

Всем, кто собирается получать водительские права, лучше поторопиться сделать это в самое ближайшее время. На чем основано такое тревожное предупреждение? На том простом факте, что с 1 июля 2009 года вступило в силу положение о лицензировании образовательной деятельности автошкол. Министерство образования РФ разработало, а ГИБДД утвердило новые требования к автошколам.

Экзамены, как и прежде, будут состоять из теоретической части и двух этапов практического вождения. Но, согласно новым правилам, теорию и первый этап практического экзамена учащиеся теперь должны сдавать в автоматизированном режиме. Каждая Российская автошкола должна иметь аппаратно-программные комплексы по определению темперамента, стрессоустойчивости, памяти, глазомера, психомоторики будущего водителя. Учебные машины должны быть обязательно оборудованы системами видеофиксации, а начинать учиться ездить учащиеся должны начинать на автоматизированном автодроме, который должен состоять из специально оборудованных и связанных между собой в локальную сеть объектов (транспортных средств, закрытой для движения других автомобилей площадки и диспетчерского пункта). Такой автодром обеспечивает контроль, оценку и фиксирует результаты первого этапа практического экзамена в автоматизированном режиме.

Новое положение о лицензировании ввергло в панику большинство автошкол страны. Очевидно, что при новых условиях останутся только сильнейшие. Остальным же придется либо закрыться, либо искать достаточно крупные денежные средства.

Несомненно, техническое усовершенствование необходимо. Но их внедрение может привести к кризису в сфере автообразования. Именно так считает Вячеслав Лысаков — лидер движения автомобилистов «Свобода выбора».

Главный специалист городской службы лицензирования и аттестации департамента Москвы Василий Калиническо отмечает, что у большинства автошкол на данный момент просто нет средств на закупку оборудования. Существует и другая проблема: В Москве для обустройства автоматических автодромов нет достаточно количества свободной земли. А требуется как минимум площадь в 1 га.

Владельцы автошкол находятся в полном недоумении. По новым правилам у каждой автошколы теперь должен быть собственный специализированный автодром с перекрестками, светофорами, дорожной разметкой, железнодорожными переездами и прочими объектами. Проект обучающего полигона — южнокорейский. Отечественных аналогов пока не существует. Средняя стоимость автоматизированного автодрома составляет около 40 миллионов рублей.

На сегодняшний день в России таких автодромов три: в Кемеровской, Челябинской и Самарской области. Сейчас ведется строительство автоматизированных автодромов в Татарстане, Кировской, Нижегородской, Мурманской областях.

Кроме этого, к автошколам будет выдвинут целый ряд требований. Новые правила лицензирования гласят, что учебные классы должны быть обеспечены системой видеонаблюдения. Обучающие автомобили должны быть оснащены специальными техническими комплексами, также включающими систему видеонаблюдения, стоимость которого, кстати, порядка 55-80 тысяч рублей. В целом, переоборудовать учебный автомобиль обойдется от 75 до 120 тысяч рублей. Будут ли учебные автомобили переобарудованы централизовано — во всех автошколах или за свой автомобиль будет отвечать сам автоинструктор лично — пока неизвестно, как непонятно и то  повлияют эти нововедения на частных инструкторов по вождению, которые работают независимо от автошкол.

Отбор будущих водителей будет производиться с помощью специально разработанного психо-физического теста, который будет определять пригодность человека для управления автомобилем. Но, в таком случае, как же быть глухонемым людям, у которых изначально скорость реакции снижена, но право на получение водительских удостоверений закреплено за ними на законодательном уровне. Это же понятно, что тест на реакцию такие люди не пройдут.

И, в конечном счете, все эти нововведения, естественно, предполагают увеличение стоимости обучения в несколько раз. По некоторым оценкам специалистов, это может составлять порядка 50 тысяч рублей.

Новая методика вводится в действие с 1 ноября 2011 года. Пока у автошколы действует лицензия, полученная по старым правилам, её никто трогать не будет. Но если произойдут какие-либо изменения (к примеру, смена названия) или поступит сигнал организовать внеплановую проверку школы, то придется соответствовать новым правилам.

На сегодняшний день все изменения носят подготовительный характер. Но многие специалисты из разных городов уже разослали в несколько ведомств письма, а департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России совместно с Министерством образования готовят предложения по решению возникших проблем. В свою очередь Минюст уже выступил с требованием не принимать к исполнению новые правила лицензирования автошкол. Кроме этого, в Сочи с 28 сентября по 3 октября состоится межрегиональная конференция ассоциаций российских автошкол. Возможно, на ней будут выработаны и приняты новые решения.

Остается только ждать, когда желтый свет светофора сменится на другой. А вот на какой — покажет время.

***