Аптечная сеть «ICN-Чудо-доктор» приобрела в Оренбурге местную сеть «Оренбургфармация», увеличив таким образом количество своих розничных точек как минимум до 159. По мнению участников рынка, укрупнение сейчас необходимо аптечным сетям, желающим заложить хорошую основу развития на будущее.

Сети аптек ICN и «Чудо-доктор» были объединены в конце прошлого года. В числе владельцев объединенной сети инвестиционная компания «Профит Хаус» (партнер Millhouse Capital) и основатель косметической сети «Л»Этуаль» Максим Климов. «ICN-Чудо-доктор» не раскрывает данных о своей деятельности, однако, по оценкам «Фармэксперта», после объединения в сеть входили 134 торговые точки (аптеки и аптечные пункты).

О том, что на днях «ICN-Чудо-доктор» приобрела региональную аптечную сеть «Оренбургфармация», рассказал «Ведомостям» на условиях анонимности один из крупных участников фармацевтического рынка. Коммерческий директор «Оренбургфармации» Наталья Чеботарева подтвердила факт сделки, однако от дальнейших комментариев отказалась. В самой сети «ICN-Чудо-доктор» сделку не комментируют. Руководитель одной из крупных российских аптечных сетей оценивает «Оренбургфармацию» в $2 — 3 млн. Исполнительный директор центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов более скептичен. По его мнению, цена оренбургской сети составила около $1 млн. «Оренбург относительно небольшой и небогатый город с населением 400 000 человек и расходами на лекарства около $18 в год на человека. В таких условиях из аптечной сети много денег не получишь, даже если она занимает, как «Оренбургфармация», около 30% местного рынка», — поясняет он.

В «Оренбургфармацию» входят 13 аптек и 12 аптечных пунктов. Таким образом, с ее приобретением «ICN-Чудо-доктор» увеличивает количество своих розничных точек как минимум до 159. По этому показателю она приближается к основным конкурентам — «Аптечной сети 36,6» (173 розничные точки) и NaturProdukt (161). При этом «ICN-Чудо-доктор» имеет шансы разом выйти в лидеры рынка по количеству аптек, если состоится сделка по приобретению муниципального унитарного предприятия «Пермские аптеки», в которое входит около 100 розничных точек. Как утверждают пермские чиновники, с «ICN-Чудо-доктор» ведутся об этом переговоры.

Однако и конкуренты не стоят на месте. «Мы тоже занимаемся приобретениями в регионах, но крупных сетей в последнее время не покупали, — говорит председатель совета директоров NaturProdukt Сергей Низовцев. — Кроме того, планируем открыть 8 — 10 аптек в Петербурге».

«Рынок продолжает расти, и укрупнение компании, в том числе и в географическом аспекте, со временем даст больше возможностей для привлечения инвестиций для развития», — считает Петр Грек, директор по маркетингу петербургской аптечной сети «Первая помощь». Впрочем, генеральный директор «Аптечной сети 36,6» Артем Бектемиров назвал Оренбург «не очень перспективным регионом». «36,6» в феврале этого года приобрела крупную сеть (74 аптеки) «Леко» в Башкортостане.

Роман Кутузов

Андрей Мусатов

Ведомости

14 мая 2004

N 80 (1120)

Ведомости

*