САМАРА — Концерн General Motors совместно с «АвтоВАЗом» построит завод по выпуску автомобильных двигателей. Это будет самая крупная иностранная инвестиция в российский автопром, говорит гендиректор СП «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас. Эксперты считают, что российский автопром давно нуждается в современном двигателе, но опасаются, что у СП возникнут трудности с поставщиками комплектующих.

ЗАО «СП «GM-АвтоВАЗ» учреждено в 2001 г. «АвтоВАЗом» (41,5% ), General Motors (41,5% ) и ЕБРР (17% ). Общая стоимость проекта оценивается в $332 млн.

       С осени 2004 г. на часть автомобилей Chevrolet-Niva (экспортный вариант) будет устанавливаться опелевский двигатель FAM-1. Его же предполагается устанавливать на новую модель Chevrolet-Viva. Ранее «АвтоВАЗ» заявлял о своих планах устанавливать этот двигатель на модель 2170.

       О планах создания совместного производства автомобильных двигателей GM впервые упомянул в начале 2002 г. Вице-президент концерна Дэвид Херман тогда заявил, что инвестиции в проект будут сравнимы с вложениями в СП «GM-АвтоВАЗ», а локализация выпуска двигателя позволит снизить себестоимость машин до $1500.

       Хотя проект завода еще не утвержден, а только разрабатывается, уже известно, что предприятие расположится в Тольятти. Об этом заявил «Ведомостям» гендиректор СП «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас. По его словам, учредителями СП, скорее всего, станут концерн General Motors, «АвтоВАЗ» и, возможно, банковская структура. Аналитики подозревают, что речь идет о ЕБРР, уже участвующем в СП «GM-АвтоВАЗ». Но в самом банке вчера ничего не смогли сказать о новом проекте.

       Вероятный объем инвестиций в производство двигателей Милонас назвать отказался, отметив лишь, что это могут быть «самые крупные инвестиции в российский автопром до настоящего времени». Новые двигатели будут поставляться не только на «GM-АвтоВАЗ», но и на Волжский автозавод.

       В дирекции по связям с общественностью «АвтоВАЗа» сообщили, что руководство завода не комментирует этот проект. Но сотрудник дирекции по техническому развитию «АвтоВАЗа» на условиях анонимности пояснил, что новый завод, скорее всего, будет выпускать опелевский двигатель FAM-1, предназначенный для комплектации экспортной версии Chevrolet-Niva и модели на базе Opel Astra T-3000. По словам источника, строительство завода может начаться летом 2004 г.

       «АвтоВАЗ» уже подал заявку на выделение земли для строительства завода двигателей, говорит начальник отдела промышленности департамента экономики Тольятти Владимир Пыль, но площадка еще не определена. «Решение будет принято, когда будут определены инвесторы и сумма инвестиций», — предполагает он. По словам Пыля, скорее всего, «АвтоВАЗу» будет предложена площадка рядом с «GM-АвтоВАЗ». Он предположил, что «АвтоВАЗ» выкупит землю у города, а потом внесет ее и часть производственного оборудования в учредительный капитал СП.

       По словам президента Объединения автопроизводителей России Евгения Левичева, в России нужен завод по производству современных двигателей, соответствующих международным стандартам, но проблемой проекта может стать нехватка качественных комплектующих. «Сам завод будет выпускать всего 5 — 6 деталей, — полагает он. — Все остальное должны поставлять смежники». Но серьезные объемы производства нового предприятия и гарантированный спрос со стороны «АвтоВАЗа» и «GM-АвтоВАЗ» могут привлечь к проекту иностранных производителей автокомпонентов.

       С ним согласна аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина: «Проект весьма перспективен, поскольку производство автокомпонентов в России сейчас более рентабельно, чем сборка автомобилей». По ее мнению, в будущем СП может рассчитывать на то, что российские сборочные производства иномарок будут заинтересованы в современном российском двигателе. «Если этот проект реализуется, это будет качественный прорыв в отечественном автомобилестроении», — соглашается с Загвоздиной аналитик компании «Атон» Александр Агибалов. Но он сомневается в том, что «АвтоВАЗ» станет оснащать этим двигателем все свои автомобили. «Несколько лет назад «АвтоВАЗ» оценивал завод по производству двигателей в $1,35 млрд, — говорит Агибалов. — Но даже если объем инвестиций будет меньше, цена нового двигателя может оказаться слишком высокой для некоторых моделей «АвтоВАЗа».

Глеб Столяров

Для Ведомостей

14 мая 2004

N 80 (1120)

Ведомости

*