Голос окончившего Оксфордский Университет пакистанца Тарика Али (Tariq Ali) звучит все так же неподкупно. Хотя, возможно, его критика стала более умеренной, чем в шестидесятых годах, когда Мик Джаггер (Mick Jagger) посвятил ему песню «Street fightin man». Совсем недавно Тарик Али опубликовал эссе «Буш в Вавилоне», в котором объясняет почему иракцам ненавистно американское присутствие на их родной земле.

— Сложившаяся в Ираке ситуация практически не поддается определению.

— Это полнейшая катастрофа. Соединенные Штаты оккупировали Ирак, ничего не зная ни об истории, ни о культуре этой страны. Они думали, что иракцы станут встречать их цветами и сладостями? Мы неоднократно предупреждали окружение Буша: «Вы можете захватить Ирак силой, но все последующие события обагрит море пролитой крови».

— И совершенно очевидно, что вас не стали слушать.

— Они были решительно настроены на захват Ирака! Они пообещали это Израилю, им посоветовали это сделать интеллектуалы, ратующие за национальную безопасность и арабы, вычищающие Белый Дом. А сопротивление будет продолжать расти.

— Пытки иракцев, казни американцев союзниками Аль-Каиды. . .

— У США есть только два пути. Либо полностью вывести свои войска, либо направить в Ирак еще больше военных. Мне кажется, что даже в случае поражения Буша на президентских выборах, США найдет предлог для того, чтобы не выходить из Ирака. Если только сопротивление не нанесет сильного удара по войскам коалиции.

— Вы говорите о сопротивлении, не о терроризме. Какое между ними существует различие?

— Когда та или иная страна оккупирована, любые действия становятся частью сопротивления. Так было в Алжире, во Вьетнаме и в Персидском заливе. Теракты же, напротив, организуются отдельными небольшими группировками в странах, которые не находятся ни в состоянии войны, ни в состоянии оккупации.

— Иногда сложно провести такое четкое различие. . .

— Послушайте, очень многие либералы говорят, что единственный способ добиться той или иной цели — это оказывать давление на политиков, чтобы они двигались в указанном направлении. . . Террористы — это либералы с бомбами. Они думают, что все можно изменить, забрасывая бомбами мирное население. Для меня нет различия между Бушем (Bush) и бен Ладеном (bin Laden). Мне было очень грустно из-за гибели стольких людей 11 сентября, но я точно знаю, что во многих странах Латинской Америки этот день отмечали как праздник.

— По Вашему мнению, бен Ладена окутывает ореол героизма?

— Нет. Это всего лишь прячущийся где-то человек, которому с каждым днем удается найти все больше сподвижников. И он добивается этого не потому, что настолько разумен, а потому, что Буш и его сообщники Блэр (Blair), Шарон (Sharon) и Берлускони (Berlusconi) настолько глупы. Они действуют подобно бирже труда по найму террористов. Зачем Запад предоставляет бен Ладену столько возможностей?

— Аснар выпал из этого списка.

— К счастью! И не только из-за своего союза с Бушем, но и из-за участия в планах по свержению венесуэльского президента Уго Чавеса (Hugo Chavez). Объявленный Сапатеро (Zapatero) вывод испанский войск из Ирака можно считать одним из главных событий европейской политики последних лет.

— Представьте себе ситуацию, когда происходит вывод всех войск. Мы станем свидетелями внутренней конфронтации?

— При колониальной оккупации всегда дается преувеличенная оценка этническим противоборствам, не так ли? Но между шиитами и суннитами не будет серьезных столкновений. Лидеры курдов, всегда получавших деньги и от Ирана, и от Израиля, и от Саддама (Saddam), и от Соединенных Штатов, придут к заключению, что в случае своего неприсоединения к иракцам, им придется столкнуться с турками. Иракцы вполне способны управлять собственной страной. Возможно, результат правления не понравится всему остальному миру. Но это их демократическое право.

— Вы занимаетесь предсказаниями: это Ваше новое предупреждение?

— Западу. Делайте, что вам угодно на своей стороне Земли. Не будьте уверены в том, что единственный способ продвижения к своей цели — колонизация. Вы сделали это один раз и у вас ничего не получилось. И потом ничего не получится. Нынешний колосс держится в Ираке на двух ногах: одна из них — неолиберальная экономика, приватизирующая здравоохранение и образование, а другая — военная сила. Они должны уйти оттуда, они не имеют права оставаться там!

— Возможно некоторые иностранцы руководствуются благими намерениями.

— Это очень некрасивая оккупация! Находящиеся сегодня в Ираке предприниматели разгуливают по стране только потому, что там есть защищающие их солдаты. До тех пор пока в Ираке не будет независимого правительства, готового заключать выгодные для себя контракты, все эти люди там лишние.

— Очень хорошо. В арабском мире есть кто-нибудь настроенный самокритично?

— Арабские поэты настроены куда более критично, чем большинство западных интеллектуалов. Но люди там не выходят на уличные демонстрации, потому что они запуганы исламскими режимами, получающими поддержку Запада. В Иране есть молодые люди, плюющие на религиозную политику. И снимается высоко качественное кино. Лучшее кино в мире! У Ирана есть не один Альмадовар (Almadovar), их много.

— В Вас очень много веры.

— Знаете, во что я верю? В первый день бомбардировки Ирака 7000 детей пришли к зданию британского парламента и выступили с критикой Блэра. Они создадут лучшее будущее.

Нуриа Наварро/ Nuria Navarro

El Periodico 13 мая 2004

ИноСМИ.Ru

13 мая 2004, 13:50

ИноСМИ.Ru

*