На поддержку якобы «особых отношений» с министром Христеко и его доверенным замом Наумовым, глава Ассоциации компаний розничной торговли истратил $5 млн.

Информационные агентства сообщают о том, что в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей лидеров российского ритейла, может произойти «дворцовый переворот». Бессменный глава Ассоциации, совладелец компаний X5 и «Глобус Гурмэ» Лев Хасис может быть уволен уже в сентябре. Против него выступают, в первую очередь, иностранные ритейлеры, входящие в АКОРТ: Metro, IKEA, Walmart, Auchan и другие. Как говорят представители этих компаний, на посту президента АКОРТ Лев Хасис в последние годы слишком увлекся лоббированием интересов своих компаний – Х5 и особенно «Глобус Гурмэ» в ущерб интересам других членов Ассоциации. АКОРТ фактически превратился в инструмент отстаивания личных и деловых интересов его председателя. Например, Лев Хасис делал все возможное, чтобы ограничить экспансию иностранных ритейлеров в регионах России – хотя на словах такую экспансию как будто поддерживал.

Но дело не только в конфликте интересов между главой Ассоциации компаний розничной торговли и многими ее членами. Многие ведущие ритейлеры не скрывают, что крайне недовольны тем, как повел себя Лев Хасис в ситуации с новым федеральным законом «О торговле».

Как известно, проект закона «О торговле», который в июле 2009 г. был направлен в Государственную думу Правительством РФ и должен быть рассмотрен нижней палатой парламента на протяжении сентября, решительно не устраивает торговые сети. Законопроект, разработанный межведомственной рабочей группой под руководством Первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, считающегося представителем аграрного лобби, резко ограничивает отсрочки платежей поставщикам по проданным в сетях товарам, запрещает взимание бонусов (входной платы) за возможность доступа тех или иных поставщиков и товаров в торговые сети, а также запрещает покупку продовольственными торговыми сетями дополнительных площадей в регионах в случае, если их присутствие на местном рынке составляет 25% и более.

Когда «группа Виктора Зубкова» завершила работу и законопроект был обнародован, многие ритейлеры оказались потрясены увиденным. На протяжении многих месяцев Лев Хасис уверял членов АКОРТ, что ситуация находится полностью под его контролем и правительственный вариант проекта закона «О торговле» будет в полной мере устраивать ритейлеров. В качестве решающего аргумента Хасис говорил о своих особых отношениях с руководством Министерство промышленности и торговли РФ, где готовился первый вариант законопроекта – министром Виктором Христенко и его доверенным заместителем Станиславом Наумовым. При этом оплачивать «особые отношения» приходилось многим членам АКОРТ сообща. По данным сразу нескольких участников Ассоциации, на лоббизм только с апреля по июль 2009 года было потрачено более пяти миллионов долларов. В качестве подрядчиков по инициативе Льва Хасиса были привлечены агентство «Минченко GR консалтинг», руководитель которого политтехнолог и лоббист Евгений Минченко якобы тесно связан с руководством Минпромторга, и некий Центр исследований проблем постиндустриального общества, который должен был «решить все проблемы» в Администрации Президента РФ. Отчета об использовании этих средств Хасис никому не предоставлял и, похоже, не собирается. А Лев Хасис тем временем предложил официально потратить еще 12 млн. руб. – только уже на пиар-кампанию, направленную против законопроекта. С привлечением тех же самых подрядчиков, которые вроде бы – судя по результату их деятельности — не справились с лоббистскими задачами. В неофициальных разговорах руководители некоторых компаний – членов АКОРТ признаются, что больше не собираются выделять Льву Хасису средства, учитывая, что расходуются эти средства совершенно непрозрачно.

А деньги нужны Хасису, очевидно, не только на лоббирование интересов ритейлеров.

Подробнее: Вокруг новостей

Вокруг новостей

*