Сбербанк РФ рассматривает возможность закрытия своего территориального подразделения — Поволжского банка — с переподчинением всех его отделений единому центру управления операциями на территории Приволжского федерального округа (ПФО), который планируется открыть в Нижнем Новгороде.

Результатом реформы станет резкое снижение административных издержек, повышение эффективности работы территориальных отделений, большая их ориентация на удовлетворение потребностей клиентов. Одновременно с этим руководители местных филиалов Сбербанка лишатся значительной части своих привилегий и полномочий.

Разговоры о создании единого окружного центра Сбербанка РФ (СБ) в каждом из 7 федеральных округов вместо существующих ныне 17 территориальных банков идут достаточно давно. Однако из-за трудоемкости указанного процесса, заключающегося в передаче существующих региональных отделений под управление единой окружной структуре, а также из-за активного сопротивления разросшегося чиновничьего аппарата территориальных банков, он постоянно затягивается.

Кроме того, в условиях кризиса руководство СБ, видимо, решило не искать «от добра добра» и форсировать данный процесс из-за риска потери управляемости системы в целом.

На прошлой неделе у «Хронографа» появилась информация о том, что СБ вновь вернулся к активному обсуждению следующего варианта преобразования своих территориальных подразделений — Поволжского банка (центр в Самаре), Волго-Вятского банка (центр в Нижнем Новгороде), Западно-Уральского (центр в Перми) и Уральского (центр в Екатеринбурге).

Центр управления всей филиальной сетью СБ, расположенной на территории ПФО, будет перенесен в Нижний Новгород, являющийся неформальной столицей округа, Самара и Пермь утратят свой особый статус, а на базе Екатеринбурга будет создан, в свою очередь, единый центр управления операциями в Уральском федеральном округе.

Результатом подобных преобразований станет потеря бывшими головными подразделениями территориальных банков в Самаре и Перми значительной части привилегий и полномочий. Оптимизация филиальной сети, по замыслу архитекторов реформы, неизбежно приведет к сокращению издержек, уменьшению численности персонала и отразится на качестве и количестве операций, проводимых через Самару и Пермь.

Фактически филиалы в этих городах станут укрупненными front-офисами окружного центра, и от них будут требовать в первую очередь, как и от любого другого подразделения банка, работающего непосредственно с клиентами, улучшения качества обслуживания, оставляя принятие наиболее важных стратегических и административных решений за back-офисом в Нижнем Новгороде.

В целом, механизм укрупнения региональных подразделений с предоставлением исключительных полномочий окружному центру, выбранный СБ, представляется верным. Непонятен выбор региона для размещения штаб-квартиры будущего укрупненного территориального подразделения Сбербанка. Вместо юридической столицы ПФО – Нижнего Новгорода – центр выгоднее открывать в экономической столице округа – Самаре. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, Самарская область обладает наибольшим инвестиционным потенциалом, что доказывает ее попадание в сферу интересов госкорпорации «Российские технологии», других ведущих российских компаний, а также иностранных инвесторов.

Во-вторых, максимальную в Поволжье экономическую активность проявляют физические и юридические лица из самарского региона.

Наконец, если изучить основные банковские показатели, то Самара лидирует в ПФО и здесь. По информации «Хронографа» на 01.08.2009 сумма активов в рублях и иностранной валюте у кредитных организаций, зарегистрированных в регионе, составляла 259 млрд. руб. по Самаре против всего 66 млрд. руб. по Нижнему Новгороду.

Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств равнялся 205 млрд. руб. против 32 млрд. руб. соответственно. Аналогичные показатели на ту же дату по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона, находились у отметки в 531 млрд. руб. в Самарской области против 337 млрд. руб. в Нижегородской области и 515 млрд. руб. в Татарстане (по активам).

Предоставленные на территории указанных субъектов кредиты достигали 433 млрд. руб. против 267 млрд. руб. и 348 млрд. руб. соответственно.

Вывод – для более сильного экономически Самарского региона предстоящая реформа вряд ли будет иметь серьезные последствия. Речь пойдет скорее о сохранении престижа областной власти, поэтому за выбор Самары в качестве столицы окружного центра СБ, вероятно, развернется настоящая аппаратная борьба как в самом банке, так и в остальных заинтересованных организациях.

К слову, идея о переводе по аналогии всех ключевых экономических субъектов Москвы, например, в Кострому, натолкнулась бы, как минимум, на колоссальное сопротивление всех ветвей не только региональной, но и федеральной власти.

В этой связи показателен пример ЗАО «Банк ВТБ-24», с начала 2009 г. также проводящего политику оптимизации своей региональной сети. Филиалы в субъектах ПФО банк преобразует в дополнительные офисы, передавая большую часть их полномочий окружному макрофилиалу в Самаре. Процесс реформирования практически завершен — на текущий момент осталось присоединить лишь филиалы ВТБ-24 в Нижнем Новгороде и Татарстане, которые соглашаются с существенным понижением их статуса с большой неохотой.

Руководитель пресс-службы ВТБ-24 Анна Амелькина сообщила, что выбор в пользу Самары был сделан в связи с технологическими возможностями. «Для формирования макрофилиала требовалось, чтобы филиал находился на централизованном сопровождении из головного офиса, а его серверные мощности позволяли переключить на себя большое количество точек. Нижний Новгород этим требованиям не соответствовал» — пояснила она.

Экономические выгоды для региона как получателя налогов, извлекаемые за счет нахождения в нем окружного центра, Амелькина сочла минимальными, так как большинство налогов уплачивается по региональному принципу (по местонахождению обособленных подразделений ВТБ-24). Основные выгоды, по ее словам, банк получает в связи с экономией фонда оплаты труда за счет централизации функций, большей специализации, экономии на платежах по содержанию рабочих мест и площадей. Не меньший экономический эффект извлекается и из оптимизации бизнес-процессов.

В управлении общественных связей СБ ситуацию с возможным открытием окружного центра в Нижнем Новгороде с параллельной ликвидацией территориального управления в Самаре прокомментировать не смогли. Начальник пресс-службы Поволжского банка СБ Сергей Бевзенко также предпочел не давать комментариев «в связи с отсутствием информации по данному вопросу».

Впрочем, один из высокопоставленных сотрудников Поволжского отделения, пожелавший остаться неизвестным, заявил «Хронографу», что задуманное преобразование вряд ли осуществится. «Для реализации этой идеи придется развести устойчивые экономические системы, а также перекроить обслуживание ключевых экономических субъектов федеральных округов, — говорит источник. — Вот почему единый окружной центр скорее всего организуют не в являющемся столицей ПФО де-юре Нижнем Новгороде, а в де-факто лидирующей по основным экономическим показателям Самаре».

Жорж Коваленко

Публикация из газеты «Хронограф»

*