Из-за мирового экономического кризиса Тольятти оказался на грани выживания. Несмотря на значительную помощь АвтоВАЗу со стороны федерального правительства, радикально изменить ситуацию в городе пока не удается.

После месячного простоя конвейер АвтоВАЗа вновь заработал. Несколькими днями раньше новым президентом тольяттинского автогиганта стал Игорь Комаров, сменивший на этом посту Бориса Алешина. Совместно с городскими, региональными и федеральными властями господину Комарову предстоит минимизировать потери от кризиса, охватившего ВАЗ. И чем оперативнее будут решены основные проблемы, тем быстрее утихнут страсти, уже который месяц сотрясающие Тольятти. Из 700 тыс. тольяттинцев на автогиганте работают более 100 тыс. человек, поэтому любые проблемы завода сразу же отражаются на жизни всего города. Не случайно его называют Автоградом.

Помогают деньгами и чиновниками

Тольятти по-прежнему находится в центре внимания федеральных властей. Сначала по распоряжению премьер-министра Владимира Путина ОАО «АвтоВАЗ» получило 25 млрд рублей бюджетных средств. Но этого хватило ненадолго: в течение месяца деньги были практически полностью потрачены (на долги перед поставщиками и пр.), и завод вновь почувствовал острую нехватку оборотных средств.

30 июля, накануне очередной остановки конвейера автогиганта, председатель Федерации профсоюзов Самарской области Евгений Егоров попросил полпреда президента в ПФО Григория Рапоту разобраться в обстановке на АвтоВАЗе и обратить внимание на проблему малых городов в условиях кризиса. У профсоюзов, по его словам, есть сомнение в эффективности антикризисной программы вазовского руководства. Такие же мысли высказал во время митинга 6 августа этого года и глава независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. В тот же день Григорий Рапота подписал распоряжение о создании специальной рабочей группы по изучению социально-экономической ситуации в городе Тольятти Самарской области, которая провела несколько дней непосредственно в Тольятти.

Группу возглавляет помощник полномочного представителя Олег Мельниченко, в ее состав входят главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев и ответственные сотрудники всех профильных департаментов аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО. «Подобные группы создаются только в исключительных случаях, когда на самом деле есть серьезная проблема. В этой связи полномочия рабочей группы состоят, в первую очередь, в том, чтобы изучить все документы и сформировать объективную картину происходящего для выработки предложений по ее изменению — это наша главная задача», — отметил помощник полномочного представителя президента РФ в ПФО Олег Мельниченко в интервью пензенским СМИ (до своего назначения на эту должность он занимал пост первого вице-губернатора Пензенской области). Комиссия должна будет составить специальный доклад, который Григорий Рапота представит президенту России.

Кроме того, Автоград посетил помощник президента России — начальник контрольного управления Константин Чуйченко.

Без надежды

Сейчас можно уже без всякого преувеличения сказать, что Тольятти находится в глубоком системном кризисе, хотя еще 10 лет назад, казалось, ничто не предвещало беды. В 90−х Тольятти был одним из самых богатых и процветающих городов России. На российском юге, к примеру, понятие «тольяттинец» было нарицательным – там они считались обеспеченными и расточительными. Однако продукция предприятия не выдержала конкуренции с дешевыми иномарками, хлынувшими в Россию, а экономический кризис больнее всего ударил по потенциальным потребителям вазовских моделей – необеспеченным жителям регионов.

Сейчас большую часть времени автогигант работает в режиме неполной рабочей недели.

«Эксперт Волга» №34-35 (151)/7 сентября 2009

Подробнее: «Эксперт Волга»

«Эксперт Волга»

***