Загадка Феодоровской мозаичной иконы
В Санкт-Петербурге идёт реставрация знаменитой иконы Феодоровской Божьей Матери. Процесс восстановления мозаичной иконы сопровождался неожиданными открытиями.
Даже вернувшись к первоначальному облику, Феодоровская мозаичная икона сохранила множество загадок. Оригинальных картонов художника Емельянова начала 20 века не сохранилось: в процессе восстановления этого редкого памятника мозаичного искусства специалистам предстояло сделать несколько неожиданных открытий. «Утрат было более 50 процентов. То есть там даже не было смальты. Мы просто ходили по лесам, и цвет определяли по остаткам», — говорит иконописец Светлана Богатова.
Нехарактерные жесты и неканонические цветовые решения. Мастерская мозаичистов Фроловых выполняла Царскосельский заказ перед Первой мировой войной. На работе в полной мере отразились веяния модного стиля модерн. На мозаичном полотне около 40 фигур. С уверенностью назвать каждого святого не могут даже иконописцы. «До сих пор остается для многих загадкой. Такого образа Федоровской нигде нет «, — комментирует Светлана Богатова.
Явленная в Костроме в 13 веке, икона Феодоровской Божьей Матери прочно связана с историей рода Романовых. Образ сопровождал Михаила Федоровича в период избрания на царство. Именно в честь Феодоровской, выходя замуж за русских цесаревичей, немецкие княжны получали отчество Федоровна. Государев собор в Царском Селе с момента закладки был объектом особой заботы императора. Вполне вероятно, что
фигуры предстоящих на мозаичной иконе подбирались по принципу соименности членам венценосной семьи. В художественном отношении царскосельская мозаика знаменует расцвет возможностей мастерской Фроловых. «Здесь на синем фоне 8 оттенков, на облаках 22 оттенка. Представьте себе, вот таких вот блёклых оттенков аж 22», — говорит художник-мозаичист Игорь Лаврененко.
Площадь мозаичного панно — 26 квадратных метров, 18 из них к концу 20 века оказались в изуродованном состоянии. Причины прозаичны: революция, войны и в большой степени — бытовой вандализм. Реставрация верхних фрагментов панно и фактическое воссоздание нижнего уровня началась около 2 лет назад. Одна из главных проблем состояла в поиске смальты необходимых оттенков. «Материал смальта немножко сложнее для повтора и не всем по зубам. И самое главное, повторить сам материал нужно так, чтобы он совпал с первоначальным «, — рассказывает художник Виктор Шершнев.
Для Виктора Шершнева и Александра Голомазова работа на Феодоровском соборе – этап, сравнимый с эпопеей восстановления мозаик Спаса-на-Крови. На прежние объемы мастера не надеются — задача момента сохранить качество и единообразие. «Единообразия желаемого нет вообще в городе. Поспешность – это называется бесовское поспешание», — считает Игорь Лаврененко.
От реставрационных лесов Феодоровская освободилась несколько дней назад, но культурного шока у гостей Царского это явление не вызывает. Чаще у храма можно услышать, — «красиво, но так же было всегда». Возможно, это лучшая оценка труда реставраторов.
*