СНТК удалили от Ирана
У ОАО «СНТК им. Кузнецова» очередное разочарование. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) запретила опытному предприятию выполнять работы по созданию двигателя мощностью 45 МВт в рамках договора с иранскими компаниями с формулировкой «угроза передачи двойных технологий». Судьба контракта суммой 36,4 млн. евро, на который так рассчитывал менеджмент СНТК, остается неясной.
Переговоры между СНТК и представителями иранских фирм ведутся уже около двух лет. Начались они еще при Сергее Тресвятском, когда последний лоббировал поставку 100 двигателей для комплектации газоперекачивающих агрегатов в Исламскую республику. За истекшее время менялись как переговорщики — в их роли побывали «Национальная иранская газовая компания» и ОАО Mapna c иранской стороны и Василий Лапотько с Дмитрием Федорченко и Николаем Никитиным – с российской, так и места встреч — Тегеран, Самара, Москва, Новый Грязовец. Предметом договора вместо поставки двигателей на нужды нефтегазового комплекса стало создание газотурбинного 45МВт-ного «движка» для электростанций, а позже партнеры вообще решили разработать документацию и обучить иранских специалистов самим технологиям проектирования и производства авиационных двигателей. Хождение вокруг подписания соглашения затягивалось, но никому не хотелось бросать выгодное дело. За три года иранцы обещали заплатить 36,4 млн. евро. Контракта крупнее в новейшей истории предприятия еще не было, а на фоне потрясений, одолевавших СНТК, он выглядел едва ли не единственным «островком» надежды на занятость для трудового коллектива и на какие-то гарантии по заработной плате. В приватных беседах этот факт признавали даже топ-менеджеры завода.
В начале июня т.г. содержанием соглашения заинтересовалась ФСТЭК. «Так как СНТК обладает статусом особо режимного предприятия, то у них появились сомнения по поводу некоторых технологий, подлежащих передаче иранской стороне, — сообщил тогда «Хронографу» высокопоставленный источник в руководстве «Оборонпрома». – Мы внесем в контракт необходимые изменения, после чего он, надеюсь, все же будет подписан». Тот же собеседник заявил, что быстро выполнить контракт подобного рода СНТК не сможет именно из-за своего статуса. «Если бы контракт заключался с ОАО «Моторостроитель» или каким-либо другим предприятием, не являющимся особым секретоносителем, то вопрос решился бы проще – ФСТЭК не предъявила бы так много претензий», — сказал источник.
В начале июля выяснилось, что замечания спецслужбы оказались сложноустранимыми. Предмет договора – продажа теории и практики создания силовых агрегатов, а, по сути, передача иранцам функций разработчика авиационных двигателей – навлек на себя жесткую резолюцию ФСТЭК — «передача двойных технологий». Такая формулировка исключила любое сотрудничество в рамках действующего договора без глубокого пересмотра его содержания.
«В принципе мы ожидали, что контракт завернут, — говорит один из сотрудников СНТК, пожелавший остаться неизвестным, — ведь фактически с передачей технологий в Иран утекает и государственная тайна, поэтому формально ФСТЭК абсолютно права». Контракт включает в себя НИОКР по проектированию 45МВт-ного двигателя, обучение этому проектированию иранских представителей, последующую доводку и поставку агрегата. Идея проекта – в создании на территории исламского государства собственного ОКБ, которое будет действовать в угодных ему целях. Однако специалисты сомневаются, что Иран сможет воспользоваться результатами обучения в полной мере. «Обучение — недостаточная мера для того, чтобы применить знания на практике, — продолжает источник «Хронографа». — Объем работ по созданию ОКБ для Ирана можно уложить минимум в пять лет, а стоить работы будут, по меньшей мере, в десять раз дороже, чем заявленная «Оборонпромом» сумма прерванного контракта. Успех на таком коротком временном отрезке гарантировать сложно».
Наблюдатели, впрочем, видят в запрете, наложенном ФСТЭК, более прозаическую причину. Иран подписывал соглашение с УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), а исполнителем работ во всех документах значится СНТК. В начале осени вся производственная деятельность разработчика переедет на серийный «Моторостроитель» и работы по договору с иранской стороной развернутся уже там. «Не исключаю, что ФСТЭК «попросили» притормозить с разрешением до тех пор, пока СНТК физически не станет способен выполнить подобный заказ, — полагает финансовый аналитик одного из самарских банков.
– Действует характерная для ОДК политика концентрации всего производства на серийном заводе в ущерб опытным предприятиям». Источник «Хронографа» также намекнул на вероятность увода контракта конкурентами СНТК — ОАО «Пермские моторы», чьи бывшие топ-менеджеры занимают несколько ключевых постов в дирекции самарского куста ОДК.
Жорж Коваленко
*