В середине июля в Министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области поступил на изучение бизнес-план строительства завода по производству промышленных газов. Предполагаемая площадка — часть территории, отведенной под тольяттинский технопарк. За право реализовать эту идею борется три бизнес-группы, одна из которых — выходцы с бывшего Самарского кислородного завода. Сумма вложений в проект может составить свыше 20 млн. евро, поэтому его организаторы активно ищут иностранного инвестора.

Проект строительства нового завода по производству промышленных газов (кислород, азот, аргон – прим. авт.) возник не на пустом месте. Достаточным основанием послужило приобретение ЗАО «Самарский кислородный завод» (СаКиЗ) австрийским концерном «Линде Газ». Новые владельцы затеяли на предприятии коренную реконструкцию, объясняя это действие внедрением современных технологий синтеза кислорода. На деле мощности завода сейчас консервируют, постепенно готовя его к закрытию. Австрийцы хотят сделать на базе СаКиЗа примитивное хранилище. Газ завезут из подмосковной Балашихи и разольют в резервуары. Потребителям готовый продукт будут выписывать как со склада.

Несогласные появились быстро. Группа бывших топ-менеджеров СаКиЗа решила создать альтернативу «Линде Газ» в виде нового завода и озаботилась поиском иностранного инвестора. Он необходим по причине отсутствия отечественной энергоэффективной технологии по синтезу газов (порядка 60% затрат на их сжижение составляют энергетические – прим. авт.) и нехватки собственных средств. Первоначальная сумма вложений в проект – 20 млн. евро. Мощность, на которую планируют вывести будущее предприятие, «Хронографу» уточнить не удалось.

Параллельно к реализации идеи подключились еще два бизнес-сообщества области. Вероятно, что всем трем игрокам придется бороться не только с «Линде Газ», но и выжимать с рынка мелких предпринимателей, снявших кислородные установки со списанных подводных лодок и торгующих газом фактически с рук. Для этого в качестве потенциальной стройплощадки выбрали часть территории, отведенной под тольяттинский технопарк. В указанном районе должна возникнуть особая экономическая зона. Решение об объявлении конкурса о ее создании пока не принято, однако уже известно, что в границах зоны будет находиться шинный завод Pirelli и предприятие по переплавке отходов во вторичные металлы.

На обоих производствах требуется кислород, поэтому появление рядом «газового крана» выглядит актуальным. Рассматривается также вариант строительства завода в п. Прибрежный Красноглинского р-на г. Самары на испытательном полигоне Винтай. Письмо от председателя Федерации профсоюзов Самарской области Евгения Егорова с предложением передать заинтересованным лицам в аренду существующее на Винтае кислородное производство для дальнейшего его развития поступило в адрес Министерства промышленности весной т.г.

На прошлой неделе стало известно, что готовность оказать помощь в создании кислородного производства подтвердили немецкая, турецкая и американская фирмы. Размер инвестиций, которые они готовы сделать, пока не разглашается, однако интересующая их сфера сбыта, по данным «Хронографа», касается не только Тольятти. В частности, будущие иностранные партнеры присматриваются к аэрокосмической промышленности (сейчас газы на ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» поставляет СаКиЗ – прим. авт.).

Представители ОАО «Линде Газ Рус» — российской «дочки» «Линде Газ», управляющей СаКиЗом, — предпочли никак не комментировать ситуацию с проектом своих бывших сотрудников и его возможные перспективы. Собеседники «Хронографа» в ОАО «КуйбышевАзот» (КуАз) и ОАО «ТольяттиАзот» рассуждения о сегменте рынка, который может занять новый завод, посчитали преждевременными. «В любом случае, это предприятие не станет для нас конкурентом, — говорит один из сотрудников КуАза, пожелавший остаться неизвестным, — лишь малая часть из общего объема технических газов, который мы производим, уходит внешним потребителям, остальное используется для получения нашей конечной продукции. От появления еще одного производителя газов гарантированно можно ожидать лишь дополнительных рабочих мест».

Жорж Коваленко

Публикация из газеты «Хронограф»

*