Перечень овощей и фруктов, от которых зависит существование человечества, приводит в своей новой книге «100 съедобных растений» Эрнст Смолл, руководитель исследовательского отдела Министерства сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции Канады. Исчезновение любого из важнейших растений, считает он, поставило бы человечество на грань голода.

Если во времена елизаветинской Англии особой популярностью пользовался салат-латук, который, как были уверены в то время «защищает мозг от миазмов и охлаждает желудок», то сейчас в перечне жизненно необходимых растений — рис, пшеница, кукуруза, картофель, чай, какао-бобы, а также морские водоросли и восточноазиатские бобы «адзуки». Каждому из растений канадский исследователь посвятил отдельную статью с информацией о районах произрастания, истории названия и полезных свойствах. Не забыл он и интересные особенности, связанные с тем или иным растением. Так, чеснок несколько десятилетий назад называли «русским пенициллином», поскольку в годы гражданской войны в России им пользовались для дезинфекции ран. Правда, несколько раньше — в годы первой мировой войны — чеснок в тех же целях использовали британцы. У картофеля, отмечает Эрнст Смолл, также есть интересные особенности: этот овощ содержит практически все питательные вещества, необходимые человеку. «С этой точки зрения картофель следует поместить на первое место в перечне овощей, которые потребуются в ходе пилотируемого полета на Марс», — считает он.

Одно из любимых съедобных растений Смолла — саскатунская ягода, однако она не попала в составленный им перечень, несмотря на отменный вкус и огромное количество питательных веществ. «Это растение не распространилось за пределами Северной Америки и поэтому не попало в перечень 100 важнейших», — пояснил он.

Цель 636-страничного исследования, по словам канадского эксперта, состоит в том, чтобы помочь потребителям лучше узнать питательные свойства растений. Заодно он предостерегает от того, чтобы безоглядно полагаться на их отдельные «чудесные» свойства. Методика, которой пользуются сейчас при рекламе пищевых супер-добавок, считает он, очень напоминает методы, которыми шарлатаны столетие назад пытались навязать клиентам чудодейственные настойки на змеях.

АМИ-ТАСС ссылка на статью

***