В первом полугодии АвтоВАЗ получил более 14 млрд рублей убытка, а выручка завода упала вдвое — до 40 млрд рублей. В компании снижение показателей объясняют снижением спроса в условиях экономического кризиса и ростом себестоимости продукции ввиду удорожания энергоресурсов и компонентов.

К концу года даже при росте продаж отраслевые аналитики прогнозируют заводу убытки в размере 20 — 30 млрд рублей.

Вчера АвтоВАЗ опубликовал отчетность за полугодие по РСБУ. По итогам двух кварталов выручка автозавода упала вдвое — с 81,4 млрд рублей (1 полугодие 2008 года) до 40,2 млрд рублей. Более того, чистый убыток АвтоВАЗа составил 14,103 млрд рублей против 1,49 млрд рублей прибыли за аналогичный период прошлого года. Убыток до налогообложения за январь-июнь составил 16,886 млрд руб. (в 1 полугодии 2008 года завод получил прибыль 2,596 млрд рублей). В отчетности АвтоВАЗа убытки объясняются тем, что себестоимость автомобилей росла быстрее цен на Lada. В результате, она превысила показатель выручки на 1,7 млрд рублей, составив 41,977 млрд рублей.

Резкое снижение показателей в первом полугодии АвтоВАЗ объясняет объективным влиянием экономического кризиса, который привел к спаду производства и продаж автомобилей Lada. В первом полугодии, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Lada снизились на 44% — до 179,87 тыс. штук. С целью распродажи остатков (порядка 85 тыс. машин при допустимом максимуме 50-60 тыс.) завод в августе остановил конвейер. Отметим, что если в прошлом году АвтоВАЗ продал порядка 620 тыс. машин, то план на этот год — 360 тыс. Также завод ссылается на удорожание материалов и энергоносителей, которое привело к росту себестоимости.

Снижение спроса и недостаток оборотных средств привели к дальнейшему накапливанию долгов. Краткосрочные обязательства АвтоВАЗа, согласно данным отчета по РСБУ, за период с 1 января по 30 июня 2009 года увеличились на 1,342 млрд рублей — до 87,61 млрд рублей. В том числе займы и кредиты увеличились на 33,5%, с 39,6 млрд рублей до 52,9 млрд рублей. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками составила 24,7 млрд рублей, а на конец 2008 года долг перед поставщиками, как тогда заявлял президент АвтоВАЗа Борис Алешин, достигал 29 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что показатели третьего квартала могут быть лучше в том числе за счет того, что часть долгов автозавод погасил за счет госпомощи.

Подробнее: Коммерсантъ(Самара) № 150 (4205) от 18.08.2009

Коммерсантъ(Самара) № 150 (4205) от 18.08.2009

***