Глубина нынешнего экономического кризиса уже превысила показатели кризиса 1998 года. Тогда в точке максимального сокращения производства (в IVквартале 1998 года) падение ВВП составило 9,1%, а во втором квартале нынешнего года, согласно оценке «Росстата», — 10,9%.

Такая констатация содержится в выходящем сегодня, в 11-ю годовщину августовского дефолта, бюллетене «Кризис. Государство. Бизнес», выпускаемом под эгидой Центра развития и Высшей школы экономики.

Более того, как отмечают эксперты, текущий кризис окажется более затяжным. Что неудивительно: после шока в 1998 году экономика довольно быстро воспользовалась плодами девальвации национальной валюты и пошла в рост. Сейчас, несмотря на проведенную властями управляемую девальвацию, аналогичного эффекта не наблюдается. «Несмотря на значительное сокращение импорта, отечественные производители, поставляющие продукцию на внутренний рынок, не получили в результате ограниченной девальвации особых конкурентных выгод и потому не спешат (да зачастую и не могут, как в выпуске автомобилей или электроники) захватить новые сегменты рынка. Вместо этого они, следуя за сокращением внутреннего спроса, снижают запасы», — говорится в комментарии специалистов Центра развития и ВШЭ.

Смена внешней конъюнктуры и рост цен на российские экспортные товары (нефть, цветные металлы) может вывести в положительную плоскость вклад экспортного сектора ВВП. Во втором квартале этому помешало сильное падение объемов экспорта газа. Эксперты отмечают, что вклад экспорта в динамику ВВП уже в самом ближайшем времени может оказаться положительным, хотя «все же не следует рассчитывать на то, что внешний спрос может взять на себя роль «локомотива» для всей российской экономики». Тем более что спад внутреннего спроса (как на уровне бизнеса, так и на уровне домохозяйств) продолжает ускоряться.

Россияне, сравнивая свое положение сейчас и в 1998 году, пока считают кризис 11-летней давности более тяжелым. Из 2 тыс. респондентов, опрошенных фондом «Общественное мнение» неделю назад, 32% заявили, что пострадали от кризиса 1998 года сильнее, чем от нынешнего. Еще 20% сказали, что сильнее пострадали сейчас. При этом 54% опрошенных говорят, что пострадали от нынешнего кризиса, и 58% называют себя пострадавшими от кризиса 1998 года. Интересно, что восприятие влияния тех событий на собственную жизнь у россиян меняется в соответствии с общей экономической ситуацией. В августе 1999 года 90% опрошенных ФОМ считали себя пострадавшими от дефолта-98 и лишь 7% говорили, что кризис не повлиял негативно на их жизнь. А в «тучном» 2007-м пострадавшими чувствовали себя уже 51%, а 43% (!) опрошенных говорили, что кризис прошел для них безболезненно. Сейчас, по мере ухудшения экономической ситуации, возвращаются и негативные воспоминания: число тех, кто «не пострадал» в 1998-м, снизилось до 26%.

Время новостей ссылка на статью

***