Выделенные в марте Владимиром Путиным на поддержку АвтоВАЗа 25 млрд. руб. были израсходованы в рекордно короткие сроки. По заверениям чиновников, деньги на предприятие стали поступать только в июне, а уже 12 августа на официальном сайте предприятия, которое в августе на месяц заморозило производство, появилась информация, что эти деньги освоены на 97%. Основная часть выделенной суммы пошла на возврат долгов.

Эксперты не видят перспектив для достижения безубыточности АвтоВАЗа в условиях кризисного падения спроса. По их мнению, у правительства осталось три альтернативы – дополнительная помощь, банкротство или искусственное оживление производства через новую девальвацию рубля.

По состоянию на 11 августа 2009 года выделенные в марте АвтоВАЗу из бюджета 25 млрд. руб. потрачены на 97%, сообщает пресс-служба компании. В пресс-релизе поясняется, что АвтоВАЗ израсходовал 24,32 млрд. руб. на исполнение обязательств по кредитам, обязательств перед контрагентами, на зарплату рабочим и на налоги. При этом предприятие подтверждает, что получило обещанную господдержку в полном объеме. Более 8 млрд. руб. АвтоВАЗ потратил на возврат кредитов Сбербанку и ВТБ, в том числе 6,17 млрд. – на исполнение обязательств перед контрагентами, 1,63 млрд. – на выплату зарплаты работникам АвтоВАЗа. Около 200 млн. руб. потрачено на выплату налогов и 40 млн. руб. пошли на выплату процентов по кредитам.

Еще 16,28 млрд. пошло на выплату долгов, зарплату и налоги, напрямую не связанные с кредитами Сбербанка и ВТБ. Собственно исполнение обязательств потребовало 14,02 млрд. руб., а на зарплату и налоги пошло еще 1,87 и 0,39 млрд. руб. соответственно.

«АвтоВАЗ – крайне неэффективное предприятие, которое не умеет экономить, не умеет зарабатывать, а также обладает крайне неэффективной и негибкой системой производства и управления. Все это видно на сравнении АвтоВАЗа и ГАЗа, – утверждает гендиректор «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. – ГАЗ довольно заметно сократил число рабочих – АвтоВАЗ только намеревается, и то очень нерешительно. ГАЗ упростил систему менеджмента, сделав ее более гибкой, более эффективной, – на АвтоВАЗе по-прежнему насчитываются десятки вице-президентов. ГАЗ оперативно предложил рынку удешевленный вариант массовой модели «ГАЗель-эконом», тогда как АвтоВАЗ такого не сделал». По его словам, несмотря на многочисленные декларации, АвтоВАЗ ничего действенного для борьбы с кризисом не предпринимает, уповая на господдержку.

«Из-за того, что на заводе работают 110 тысяч человек, государство вынуждено будет продолжать вливать деньги в АвтоВАЗ. Но пользы предприятию эти деньги не принесут, они будут уходить, как в бездонную бочку. Продолжаться это будет до тех пор, пока АвтоВАЗ не обанкротится окончательно и на обломках этого автогиганта не будет создано что-либо более жизнеспособное. Единственное отклонение от этого сценария – это резкое падение курса рубля, как было в 1998 году, – это единственное, что может спасти АвтоВАЗ в его нынешнем виде», – считает Шустерняк.

Подробнее: Независимая газета

Независимая газета

*