Это сегодня горожане, привыкшие к определенному набору коммунальных благ, вряд ли задумываются о том, насколько дорого ценились в доме свет, тепло и вода всего одно столетие назад. В 2009 году вековой юбилей отмечает городская канализация. И – как бы это странно ни звучало с высоты века 21-го – еще сто лет назад о канализации Самара лишь мечтала.

А сегодня городская канализационная  сеть Самары достигает длины более, чем 1200 км, ее очистные сооружения принимают и обрабатывают практически все бытовые и промышленные сточные воды города и рассчитаны на один миллион кубометров в сутки. Обслуживанием бесперебойной работы коммунального блага занимается муниципальное предприятие «Самараводоканал». И вот уже сто лет — с фактического ввода в действие первой канализационной линии — самарская канализационная система делает город пригодным для жизни людей.

К концу XIX века губернский город Самара, с населением более 90 тысяч человек, на 80% состоял из тесно жмущихся друг к другу деревянных домов и домишек. Отходы жизнедеятельности населения удалялись путём, общепринятым в то время в российских городах: выгребные ямы вычерпывались и вывозились бочками. Этим мало почтенным ремеслом занимались так называемые «золотари».

Те самарские домовладельцы, что жили неподалёку от Волги или реки Самары, устраивали спуски нечистот в ливневые водостоки, спускали их в естественные протоки во время дождей и прямо на улицы. Бани, фабрики и бойни занимались тем же. Население окраин по обычаю выплёскивало помои прямо из дверей — на улицу. Особо антисанитарными условия были на набережной Волги и вокруг Троицкого рынка. Эти места «украшали» кучи мусора, гниющей рыбы, лужи помоев…

Возможность сооружения канализации городская дума рассматривала долго: в 1895, в 1898, 1903 годах… У города не было средств на строительство дорогостоящих сооружений.

Летом 1906 года владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано предоставил городу «безвозвратно» 25 тысяч рублей на составление проекта городской канализации. Сам провел переговоры с германским инженером В.Г.Линдлеем, тот побывал в Самаре, составил проект. Схема канализации, как представлял её Линдлей, состояла из замкнутой системы водоводов и канав, отводящей сточные воды со всей центральной части города — до ул. Полевой включительно — в два главных коллектора, проходящих по Волжскому и Самарскому склонам. Стоки предусматривалось сбрасывать в месте слияния коллекторов на косе неподалёку от впадения реки Самары в Волгу.

К октябрю 1909 года на средства Альфреда Вокано был построен пробный участок канализации, длиной четыре версты (около 4,2 км). К этому пробному участку канализации после строительства подключались стоки с улиц Вознесенской (Степана Разина), Казанской (Алексея Толстого), Преображенской (Водников), Предтеченской (Некрасовская), Воскресенской (Пионерская) и Успенской (Комсомольская).

В марте 1911 при самарской городской управе был учреждён канализационный отдел, с этого акта началась официальная история самарской городской канализации. А на следующий год началось строительство основной канализационной сети Самары, не прекращавшееся даже в годы Первой Мировой войны.

К 1918 году в Самаре было построено 35,4 километра канализационной сети. Линии канализации прошли по улицам Николаевской (Чапаевской), Саратовской  (Фрунзе), Дворянской (Куйбышевской), Панской  (Ленинградской), Преображенской (Водников), Заводской (Венцека), Воскресенской (Пионерской). Волжский и Самарский коллекторы строились из кирпича, с глубиной залегания до 18 — 22 метров, и представляли собой подземные ходы шириной до метра и высотой около 1,75 метра. Некоторые участки этих коллекторов служат до сих пор.

Дальнейшее развитие городская канализационная сеть получила уже после Великой Отечественной войны. В конце 60-х годов в Куйбышеве (Так Самара называлась с 1934 по 1990 годы) было начато строительство крупнейшего в стране канализационного комплекса. В 1974 году вступили в строй очистные сооружения механической очистки мощностью до 600 тыс. кубометров сточных вод в сутки, а в 1976 году — сооружения биологической очистки с аэротэнками.

Остается  добавить, что  в 1997 году МП «Самараводоканал» одним из первых в стране задействовал на очистных сооружениях цех по обезвоживанию осадка с фильтро-прессами, что позволило снизить объём обработанного осадка в 7-8 раз и значительно уменьшить площади иловых полей, высвободив земли.

*