Тормозной путь отечественного автопрома. Рабочие почему-то думают, что в случае национализации их положение улучшится…
Главным требованием митингующих стал пункт о национализации АвтоВАЗа. Председатель профсоюза «Единство» и сопредседатель Межрегионального профсоюза рабочих автопрома Петр Золотарев заявил: нельзя допускать банкротства градообразующего предприятия. И предупредил: массовые протесты ожидаются в октябре, когда люди получат за сентябрь по 5–6 тыс. рублей.
На заводе растет разочарование: поддержка Центра обернулась увольнениями и остановкой производства.
Фото РИА Новости |
Любопытный аспект случившегося в Тольятти отмечает в беседе с корреспондентом «НГ» независимый политолог Дмитрий Орешкин: «Рабочие почему-то думают, что в случае национализации их положение улучшится». Это обычный советский миф, подчеркивает эксперт: «Тогда вернутся советские времена – с понятиями планово-убыточного производства, то есть когда завод работает независимо от того, производит он продукцию, пользующуюся спросом, или наоборот. Это как в колхозах: людям выдавали зарплату, несмотря на то что пшеницу СССР покупал в Канаде».
Перекладывая свои заботы на государство, люди надеются получать стабильную зарплату. Однако, замечает Орешкин, при этом они почему-то не требуют, чтобы производство работало лучше: «Наоборот, они этого не хотят, потому что для них это означает переход на новый уровень интенсификации труда, то есть означает повышение производительности труда, что опять-таки связано с сокращениями: меньшее число людей должно производить большее число автомобилей. Это, с одной стороны, признак инфальтиности людей, с другой – понятно, что, если им не платят зарплату, они хотят перекинуть это на бюджет. Но если все предприятия получат желаемое, то мы опять будем платить за то, что нам не нужно».
Ситуация патовая, считает Орешкин: «Если работники ВАЗа получат требуемое, того же потребуют жители остальных моногородов. Как это было после приезда Владимира Путина в Пикалево».`
Подробнее: Независимая газета
***