За светлую кожу приходится расплачиваться больными почками ("Frankfurter Rundschau")
В Азии процедура осветления кожи пользуется грандиозной популярностью – кто хочет быть красивым, отбеливает лицо при помощи химии. «Мы были вынуждены смотреть на белых снизу вверх, эта привычка в нас все еще сохранилась. А сегодня на нее наслаивается доминирование западной культуры, ведь 90% звезд – белые».
В Азии процедура осветления кожи пользуется грандиозной популярностью – кто хочет быть красивым, отбеливает лицо при помощи химии.
Ева Мулиати проскользнула в свой офис в Джакарте через запасной вход. «Сегодня у меня неприемный день, но, если меня увидит какая-нибудь пациентка, она непременно захочет со мной встретиться».
Шесть салонов в Джакарте, 100 служащих, 450 пациенток и 50 пациентов в день, трехнедельное ожидание приема у медицинского светила. «Доктор Ева» – одновременно врач-дерматолог и законодательница моды красоты. Себя она называет врачом-косметологом, иногда вместо слова «пациент» у нее проскакивает «клиент». У большинства женщин, которые стремятся к ней тысячами, нет ни угревой сыпи, ни других проблем с кожей.
«Они хотят иметь более светлую кожу, – говорит Ева Мулиати, – и я им в этом помогаю».
Рядом, в большом лечебном зале, в два ряда стоят 30 узких столов. Женщины лежат на спине, их лица освещают стоящие рядом лампы.
«Все светлее. Замечательно»
Помощницы готовят водный раствор осветляющего порошка, рецепт знает только доктор Ева, и осторожно накладывают его на лица пациенток.
«Все получается, – говорит одна женщина, – моя кожа становится все светлее. Замечательно!»
Что входит в состав порошка, ей неизвестно. «Только белая глина, тальк, оксиды цинка и титана и витамины, – выдает свой секрет Мулиати. – Если проводить процедуру ежедневно, то это помогает. Но стоит прервать лечение, как кожа быстро темнеет».
Ее смесь из натуральных химических продуктов никак не может повредить коже, утверждает она.
Не только Индонезия, вся Азия помешалась на осветлении. Белая кожа считается аристократичной, ведь издавна известно, что темная бывает у тех, кому приходится много работать на воздухе. Чтобы кожа стала несколько светлее, некоторые мужчины, но в основном женщины тратят кучу денег, времени и сил.
«Феномен становится все более распространенным, однако он не нов, – говорит социолог Юлия Сурьякусума, – почти все азиатские страны – это бывшие колонии. Мы были вынуждены смотреть на белых снизу вверх, эта привычка в нас все еще сохранилась. А сегодня на нее наслаивается доминирование западной культуры, ведь 90% звезд – белые».
Это вызывает цепную реакцию. Образцы азиатской красоты – модели, актрисы, телеведущие – выбираются, в том числе, на основании цвета их кожи. Чем белее, тем лучше.
«Конечно, мы все хотим иметь светлую кожу», – говорит фотомодель Сиги, которая рекламирует отбеливатели для лица, – но только потому, что так она смотрится чище и свежее. А ведь кожа – это самое главное».
Ее начальник кивает.
«40% получаемых мною заказов поступают от фирм, связанных с косметологией. Большинство из них, разумеется, занимается отбеливанием», – говорит Сулунь Ландунь из рекламного агентства Look.
Мания белизны в Азии не знает ни границ, ни классов, считает социолог Сурьякусума: «Бедные смешивают естественные продукты, богатые покупают фирменную продукцию». Оборот косметических фирм в Азии только на средствах для отбеливания составляет ежегодно сотни миллионов евро.
«Уход за кожей» по-индонезийски
Торговый центр Джакарты Plaza Indonesia, парфюмерный магазин Guardian: средства по уходу за кожей стоят на самом видном месте. Собственно, над ними можно было бы повесить табличку «Отбеливатели»: примерно три четверти продукции – это средства для осветления кожи. Мыло, лосьоны, пенки для лица, косметическое молочко, дезодоранты – все они имеют в своем составе отбеливающие средства. Здесь выставлена продукция ведущих фирм: «Whitening Care» (Nivea), «White Beauty» (Ponds), «Light Tonight» (Extraderm) и «White Perfect» (LOreal).
На третьем этаже торгового центра расположен магазин Thе Body Shop. Эта торговая сеть провозглашает «политкорректность». В середине 1990-х для рекламы своего товара она использовала пухленькую куклу. «Не обязательно быть стройной и иметь белую кожу, чтобы наслаждаться жизнью», – было написано на рекламных щитах.
Сегодня Тhе Body Shop продает в Индонезии собственный отбеливающий лосьон. «Мы предлагаем вам самый прекрасный продукт, какой только может предложить природа», – защищается пресс-секретарь торговой сети Укке Косасих.
Косасих упрекает другие фирмы «в насилии в отношении женщин»: некоторые включают в свою продукцию до 4% гидрохинона. Гидрохинон и ртуть являются самыми эффективными, но и самыми опасными отбеливающими средствами. Злоупотребление гидрохиноном вызывает повреждения кожи, от переизбытка ртути могут отказать почки.
«В Европе законодательно установленное содержание гидрохинона в составе косметических средств не должно превышать 2%, в Азии за этим никто не следит, конкуренция – вещь жестокая», – говорит один из знатоков отрасли.
Некоторые жительницы Азии наносят вред своим почкам, решившись попробовать новейшее отбеливающее средство – инъекции витамина C. Они на некоторое время делают кожу более светлой. Но вершина – это обработка кожи лица ретиновой кислотой, которая разрушает клетки. Верхний слой кожи отшелушивается, а нижний оказывается более светлым.
Frankfurter Rundschau М. Кляйне-Брокхофф
15:37 12 мая
Переведено 12 мая 2004
InoPressa.ru
*