Сегодня «Российская газета» публикует приказ минпромторга, который расширяет список автомобилей, включенных в госпрограмму льготного автокредитования. Выдавать ссуды по новым правилам банки начнут со дня на день, надеются в министерстве.

Теперь, напомним, можно будет получить заем со скидкой на покупку машины стоимостью 600 тысяч рублей, а не 300 тысяч, как раньше. Кроме того, льготные кредиты будут выдаваться и на приобретение легкого коммерческого транспорта — микроавтобусов и мини-грузовиков.

Между тем ситуация в российском автопроме по-прежнему остается сложной. В августе вынужденные каникулы объявили практически все крупнейшие российские автозаводы. Они останавливают конвейеры и отправляют работников в отпуска до конца лета. Эксперты и чиновники предлагают в этой ситуации новые меры для спасения отрасли.

Для эффективного кредитования отечественных предприятий необходимо вернуться к системе отраслевых банков, предложил полпред президента в Приволжском федеральном округе, где сосредоточена значительная доля автопредприятий, Григорий Рапота. «У нас есть пример, когда отраслевой банк — Россельхозбанк — значительно минимизировал последствия кризиса для сельского хозяйства России», — пояснил Рапота. В ближайшее время он собирается внести это предложение в правительство.

Мнения экспертов «РГ» по поводу этой инициативы разделились. Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев напомнил, что в свое время у нас уже существовали отраслевые банки. Но в итоге эта система оказалась нежизнеспособной. Создание отраслевых банков — нерыночная мера: они будут брать на себя повышенные риски — лицензия ограничит их работу в других сферах — и в конце концов окажутся «заложниками» одной конкретной отрасли, говорит эксперт. Кстати, по последним данным ЦБ, автопром лидирует среди отраслей, где наиболее высока просрочка по выданным кредитам.

Создание отраслевых банков действительно может показаться экономически нецелесообразным, и этого не надо делать в ситуации, когда экономика функционирует нормально, соглашается директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Но сейчас положение критическое и надо искать нестандартные решения, продолжает он. У обычного коммерческого банка главная цель — получение прибыли, а задачей отраслевого банка должна стать поддержка отрасли, поясняет эксперт. Сейчас банкам невыгодно кредитовать автопром из-за высоких рисков. Именно поэтому до предприятий не доходят даже выделенные банкам госденьги. Но чем больше «зажаты» предприятия в доступе к средствам, тем хуже на них ситуация и выше риски. Эту цепочку надо разорвать. По мнению Целикова, отраслевые банки должны создаваться с госучастием и через них, минуя цепочки посредников, надо пропускать целевые госсредства. Тогда исходя из рентабельности производства можно будет устанавливать предельные ставки по кредитам. Контролировать решения, принимаемые отраслевыми банками по выдаче ссуд, мог бы минпромторг, а требования Центробанка к таким кредитным организациям (например, по достаточности капитала) могут быть смягчены, предлагает Целиков.

Правда, минпромторг от комментариев по поводу автобанка отказался. Но дали понять: в министерстве рассчитывают, что остановки конвейеров — это временное явление. Должны дать эффект принимаемые антикризисные меры. Это, напомним, предоставление субсидий на техперевооружение предприятий, поддержка лизинга, выделение денег на госзакупки отечественных машин органами власти, льготные автокредиты и господдержка перевозок отечественных авто на Дальний Восток. Не все меры заработали оперативно, но без них, говорят в министерстве, ситуация была бы хуже. Кроме того, сейчас в ведомстве разрабатываются предложения по стимулированию утилизации старых авто.

Подробнее в Российской газете

Российская газета ссылка на статью

*