Самарская агломерация — это один из возможных будущих лидеров развития передовых отраслей в России
Пока чиновники всех уровней в поисках правильного решения проблем, обострившихся в Тольятти, известные экономисты и эксперты дают свои оценки и рекомендации. Вчера в эфире Радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Кредит доверия» выступил Михаил Дмитриев, бывший 1-й зам.министра экономического развития и торговли, президент Центра стратегических разработок, высказавший немало интересных идей и предложений.
М.ДМИТРИЕВ: Да людям нужна, прежде всего, работа, потому что залог долгосрочного процветания семьи в том, что семья будет иметь устойчивые доходы на будущее. Если в городе нет перспектив и люди понимают, что там ничего не появится, они, естественно, пойдут перекрывать магистрали. Просто у них не будет выхода.
Ну и для того же Тольятти, на самом деле, далеко не все потеряно. Это большой многопрофильный город, там АвтоВАЗ – это примерно треть всей экономики, но никак не больше. И этот город, на самом деле, весьма привлекателен вместе с самарской агломерацией для новых инвестиций. Да там достаточно, по большому счету, просто скоростной поезд в Самару пустить, и уже значительная часть людей будет трудоустроена. Их не надо никуда переселять.
Поэтому, вообще-то, Поволжье и Самарская агломерация — это один из возможных будущих лидеров развития передовых отраслей в России, и задача правительства — просто помочь им повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь прямые иностранные инвестиции, как это сделала Калуга.
М.ДМИТРИЕВ
Фото с сайта Центра стратегических разработок |
М.ДМИТРИЕВ: Российские технологии и производство отстало безнадежно, его нужно жестко и бескомпромиссно заменять на новейшие современные технологии. Неспособны мы разработать современную платформу для автомобиля…
Современная платформа стоит миллиард долларов. Ну не сделали мы этого – значит, мы должны заказать ее у современного международного разработчика платформ типа «Магны», и пусть она сделает эту платформу, на которую мы будем навешивать наши мелкие технологические инновации, которые мы в состоянии сами реализовать.
А если мы будем держаться за старые российские платформы, которые уже неконкурентоспособны на рынке, значит, весь автомобиль уже никуда не годится. Вот это пример. И пытаться старые проектные решения как-то оживить, добавляя к ним мелкие улучшения, как сейчас пытается это делать АвтоВАЗ, это как раз тупиковый путь.
Надо брать новейшие современные технологические решения, там, где можно, делать локализацию, то есть делегировать работу российским производителям, в том числе разработчикам инновационной продукции, которых много, но там, где мы не в состоянии этого делать, смело заимствовать и импортировать технологии, чтобы в целом продукт был конкурентоспособным .
Калужская область сейчас пожинает плоды собственных героических усилий по привлечению инвесторов. Никаких особых преимуществ в этой области для того, чтобы так успешно развиваться, не было. Они все сделали своими руками. И это очень хороший пример для других регионов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Тогда вопрос – почему другие делают по-другому или хуже, скажем?
М.ДМИТРИЕВ: А вот этот вопрос я хотел бы задать губернаторам. Я, например, когда недавно ездил в Приволжский регион, мне там бросилось в глаза то, что, во-первых… Ну, Приволжский регион – это там, где АвтоВАЗ, Самара и все прочее. Вот у них уровень прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения один из самых низких среди федеральных округов. Когда я говорил с некоторыми руководителями региона, мне бросилось в глаза, что там не очень-то охотно привлекают иностранные инвестиции. Вот у некоторых регионов есть программы поддержки экспорта, они гордятся, что, например, покрывают целые рынки европейских стран своей продукцией, действительно, такое уже происходит в некоторых случаях, но при этом они не доверяют и не очень борются за прямых иностранных инвесторов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну почему? АвтоВАЗ, в общем, привлекли Renault.
М.ДМИТРИЕВ: Так Калужская область тоже привлекла Renault, и в Калужской области Renault на полную мощность вводит сейчас поточную линию, несмотря на кризис, а на АвтоВАЗе вопрос стоит о том, чтобы разорвать отношения.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну да, это правда.
М.ДМИТРИЕВ: Вот и вся разница. Это вопрос отношения и властей, и администрации предприятий, и общего климата, землеотвода, территориального планирования, гарантии защиты прав…
М.ДМИТРИЕВ: Это кропотливая работа по отстраиванию системы. Инвесторы очень любят, когда есть удобная, простая, понятная система работы с ним. Вот Калужская область как раз пожинает плоды вот этой кропотливой работы по выстраиванию такой системы.
Полный текст расшифровки программы Кредит доверия можно читать на сайте Радиостанции «Эхо Москвы» .
*