Ситуация вокруг крупнейшего российского производителя легковых автомобилей «АвтоВАЗа» становится все напряженнее.

На днях «АвтоВАЗ» объявил об остановке главного конвейера и вынужденных каникулах в течение августа. А вчера днем информагентства сообщили: по итогам совещания в правительстве Самарской области, посвященного ситуации на заводе, исполняющий обязанности президента «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил о возможности сокращения 25% персонала автогиганта — более 27 тыс. человек из 110 тыс. работающих на заводе.

Позднее последовало уточнение: речь шла о том, что подобное развитие событий возможно при сохранении текущего объема производства и продаж. Однако по сути оно мало что меняет: об увеличении продаж речи пока и не идет. По словам самого г-на Комарова, в 2010 году завод планирует производить в месяц 30 тыс. автомобилей — как раз столько, сколько сейчас. По некоторым данным, на складах автогиганта скопилось сегодня от 80 до 90 тыс. непроданных автомашин, а падение продаж «АвтоВАЗа» за первые пять месяцев года, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, составило 45% — до 151 тыс. штук.

В госкорпорации «Ростехнологии», которая контролирует блокпакет акций завода, вчера не стали комментировать ситуацию. А в пресс-службе «АвтоВАЗа» и вовсе поспешили опровергнуть информацию о массовых увольнениях. «Была подтверждена приверженность руководства «АвтоВАЗа» сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив», — отметили в пресс-службе. Зато у профсоюзов несколько иная точка зрения. «Одномоментное увольнение 27,7 тыс. работников градообразующего предприятия — это уже не вопрос бизнеса, не вопрос производства, а фактор, который может повлечь за собой социальный взрыв в регионе», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» ответственный секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. Необходимо понимать, замечает представитель ФНПР, что столь существенное сокращение кадров на «АвтоВАЗе» скажется и на социальном положении жителей Тольятти, и на криминогенной ситуации в городе.

Губернатор Самарской области Владимир Артяков не питает оптимизма. Он считает, что участь «АвтоВАЗа» ждет и смежные с ним предприятия. «Я оцениваю нынешнюю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода «АвтоВАЗ», но в том числе и смежников», — сказал губернатор, открывая вчерашнее совещание. По его словам, Самарская область не использует по максимуму те ресурсы, которые имеет для поддержки занятости населения. «Я поручил «АвтоВАЗу» и департаменту занятости населения в течение десяти дней разработать комплекс мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тольятти», — сказал г-н Артяков. А для снижения напряженности на автопредприятиях, считает он, необходимо поднять вопрос о рефинансировании кредиторской задолженности смежников «АвтоВАЗа», предоставив им государственные гарантии из федерального бюджета.

Программа стабилизации ситуации на рынке труда Самарской области, на которую из федерального бюджета выделено 748,8 млн руб. (еще 39 млн предоставляет сам регион), предусматривает переобучение 4 тыс. работников, отправку на общественные работы 30 тыс. человек и поддержку самозанятости населения. Впрочем, как ранее заявлял заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, средства, выделяемые из федерального бюджета на предотвращение безработицы в Самарской области, до сих пор осваивались регионом без особого энтузиазма.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***