Безбилетный проезд – одна из основных проблем в пригородном железнодорожном сообщении. Ежегодно на Куйбышевской железной дороге пассажиры совершают порядка 30 млн. поездок пригородными поездами. По оценкам специалистов Куйбышевской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, в пригородных поездах ежедневно проезжает до 30% безбилетных пассажиров.

В рамках программы ОАО «РЖД» запускает информационно-разъяснительную кампанию, направленную на сокращение случаев безбилетного проезда в поездах пригородного сообщения. В ближайшее время информационные носители появятся на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных поездах и на платформах Московской и Октябрьской железных дорог, на станциях метро, в ряде автобусов и на других носителях. На Куйбышевской железной дороге эта акция стартует 1 сентября 2009 года на всех крупных станциях магистрали.

Информационно-разъяснительная  кампания рассчитана на формирование у пассажиров пригородных поездов  ответственной социальной позиции в вопросе оплаты проезда. Визуальный ряд раскрывает структуру расходов ОАО «РЖД» в сфере обеспечения функционирования пригородных поездов. Так, пассажирам будет наглядно показано, какая именно часть средств, потраченная ими на оплату билета, идет на каждую статью расходов:

— содержание платформ – 14%;

— управление движением – 11%;

— обслуживание путей и формирование  составов – 15%;

— обслуживание контактной сети  – 5%;

— техническое обслуживание и ремонт  подвижного состава – 10%;

— капитальный ремонт подвижного  состава – 24%;

— обновление подвижного состава  – 6%;

— оплата труда – 8%;

— расходы на электроэнергию –  7%. 

****

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении являются убыточным видом деятельности, поддерживаемым перекрестным субсидированием за счет финансового результата ОАО «РЖД». По итогам 2008 года, убытки только по Куйбышевской железной дороге составили более 1,8 млрд. рублей, за первое полугодие текущего года  – 895,5 млн. рублей.

Для борьбы с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения на железных дорогах России с 1999 года внедряется автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в пригородном сообщении (АСОКУПЭ) с применением автоматических турникетных линий. Их функционирование препятствует безбилетному проезду, дает возможность автоматизированного сбора и передачи достоверной информации, например, о фактических пассажиропотоках и денежной выручке. В настоящее время 6 станций на Куйбышевской железной дороге оснащены АСОКУПЭ. В течение 2009 — 2011 годов автоматизированную систему оплаты, контроля и учета проезда в пригородном сообщении планируется установить на крупных вокзалах и станциях КбшЖД.

Также компания ввела практику продажи  билетов в пути следования пригородных  поездов разъездными билетными кассирами. Так, в 2008 году разъездными билетными кассирами было оформлено более 5,5 млн. билетов, в первой половине текущего года – 2,6 млн. билетов, сообщает служба по связям с общественностью КбшЖД. 

*