Причины откладывания рейсов в долгий ящик можно разделить на три условные группы: форс-мажор, то есть стихийные бедствия, войны или, к примеру, забастовка авиадиспетчеров; плохие метеоусловия; задержка по вине авиакомпаний. В первых двух случаях перевозчики ответственность за задержку рейса не несут.

На чемоданах сидят лишь те, кто не знает о своих правах.

Фото: AP. DAVID LONGSTREATH

Третья категория, по словам экспертов, становится все более многочисленной. «В разгар сезона компании, выполняющие чартерные рейсы, часто задействуют резервные борта как основные, хотя по правилам это запрещено», – рассказал «НИ» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. «Недавно я в компании еще 400 человек ждал вылета три часа, – пояснил «НИ» генеральный директор Клуба защиты прав туриста Роман Бобылев. – Оказалось, что пьяный водитель подъезжавшего к самолету погрузчика с едой не смог вовремя затормозить и пробил дыру в самолете. Пришлось ждать, когда отремонтируют борт».

Какими бы ни были причины, для туриста приговор один – несколько часов томительного ожидания. Что же положено ожидающему путешественнику? Все зависит от того, на сколько времени он застрянет в аэропорту. Задержка рейса менее чем на два часа считается своеобразным «академическим опозданием». Если временной лимит превышен, а самолета не видать и во всем этом виновата авиакомпания, ожидающим обязаны дать возможность сделать два телефонных звонка или отправить два электронных письма. Маленьким пассажирам предоставляют комнату матери и ребенка в полное распоряжение. Всех туристов должны обеспечить прохладительными напитками. Еще два часа ожидания по вине перевозчика – и вы вправе требовать горячее питание, а затем кормить обязаны каждые шесть часов днем и каждые восемь – ночью. После того как турист прождал самолета восемь часов днем или шесть ночью, его обязаны разместить в гостинице. Все это – за счет авиакомпании. Однако, отмечают эксперты, часто эти пункты остаются только на бумаге: либо пассажиры не знают своих прав, либо условия аэропорта не позволяют.

В любом случае, рекомендуют юристы, стоит потребовать у администрации аэропорта справку с указанием фактического времени вылета. Если кормить, поить и отвозить вас к гостинице отказываются, сохраняйте все чеки. По прилету пишите претензию в авиакомпанию, приложив копии документов. Однако существенных выплат таким путем добиться не удастся. «Компания наверняка ответит, что вылет был отложен по не зависящим от нее причинам, но даже если получится доказать ее вину, то компенсация будет копеечной: 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более половины от стоимости билета, – пояснил «НИ» Роман Бобылев. – Я рекомендую подавать иск в суд. Однако претензии должны быть оправданными: миллион долларов вам никто не заплатит, а вот расходы на еду, лекарства и транспорт возместят. Не стоит ожидать большой компенсации за моральный вред. Максимальная сумма за 28 часов ожидания в египетском аэропорту – 10 тысяч рублей».

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***