С именем Маргариты Павловны Лимаровой связаны важнейшие достижения музееведения, как в нашем регионе, так и во всей стране. С уходом из жизни Маргариты Павловны город потерял Личность. И кто знает, когда придёт другое время, которое сформирует новую Личность, способную продолжить и осуществить планы директора, реформатора, подвижника М.П.Лимаровой…

Маргарита Павловна Лимарова сумела создать два уникальных музея: музей писателей средневолжского края на базе существовавшего в нашем городе литературно — мемориального музея М.Горького и музей усадьбу А.Н.Толстого.

Работа по созданию этих музеев была обусловлена самим временем: оттепель 60 -х годов проявилась в музееведении в масштабных сдвигах основных принципов работы музеев. Усилилась научная составляющая собирательской, экспозиционной работы, снялись запреты с многих писательских имён периода культа личности, провинциальным музеям была предоставлена свобода выбора основных направлений в своей работе, отражавших специфику жизни литературы и культуры края.

Но не только время определило судьбу литературных музеев Самары, но, и, главное, качества личности их руководителя. Я многие годы знала Маргариту Павловну, работала вместе с ней и могу сказать, что основанием её профессионализма было то, без чего нет музейного работника: острое ощущение времени, причём не только его поступательного движения, но и тех его качеств, которые определяются такими понятиями как случайность, превратность, преходящий характер. Это придавало её работе железную целеустремлённость.

Она упорно и настойчиво отстаивала проекты своих музеев, как в местных властных кабинетах, так и в центральных министерских учреждениях. М.П.умела организовать вокруг своей работы огромную армию союзников, своих единомышленников, в числе которых были все без исключения директоры ведущих музеев страны, научная общественность Куйбышева, Москвы, Ленинграда и, конечно же, писатели земли русской.

Она умела убеждать людей. Обладая редкой обаятельностью, глубокой заинтересованностью и уважением к самому писательскому мастерству Маргарита Павловна очень быстро становилась почти родным человеком в среде Пешковых, Толстых, Неверовых, Смирнова, Скитальца, в среде родных и близких многих писателей, связанных с нашим краем.

Открытый в конце 60 -х. годов музей писателей Средней Волги поражал не только новизной своих экспозиций, в которой впервые в нашей стране представлены были имена Михаила Герасимова, Артёма Весёлого. Павла Дорохова. Виктора Багрова, но и самим содержанием, отразившем богатство литературной жизни края. Музей стал истинным домом местной писательской организации: здесь проводились встречи писателей с читателем, устраивались литературные вечера, открывались выставки куйбышевских художников. Работа по созданию Музея – усадьбы Алексея Толстого сопровождалась новыми научными открытиями в области музееведения. Музей создавался на базе семейного архива Алексея Толстого, что влекло за собой исследование взаимосвязи текстологии и истории вещи, документа и мемуара. Научная новизна проявилась не только в экспозиции открытого к столетию со дня рождения писателя музее, но и в изданной книге «Алексей Толстой и Самара».

Время, которое так остро ощущала М.П., оказалось беспощадно по отношению к ней. В конце 80 –х. годов обозначились проблемы со здоровьем, которые усугублялись общим положением дел в городе, в стране. Одно за другим следовали сообщения о забвении, ликвидации литературных памятников Самары.

Закрытый на текущий плановый ремонт музей писателей Средней Волги, функционировавший в доме М.Горького, оказался абсолютно ненужным новой власти, резко сократилось финансирование оставшегося единственного литературного музея города — музея Алексея Толстого…

Дом Неверова, в котором планировалось создать новый литературный музей, разрушили и само место закатали в асфальт новые руководители кондитерской фабрики, усадьбу Гарина -Михайловского местные власти распахали под дачи. Маргарита Павловна отчаянно сопротивлялась новой политики в области культуры, до последних часов своей жизни не оставляла надежды на Возрождение.

С уходом из жизни Маргариты Павловны город потерял Личность. И кто знает, когда придёт другое время, которое сформирует новую Личность, способную продолжить и осуществить планы директора, реформатора, подвижника Маргариты Павловны Лимаровой.

Соловьёва Лариса Александровна

доцент СамГУ

Дополнительно по этой теме в наших публикациях:


В Самаре в музее А.Толстого открылась фотовыставка, посвященная создательнице этого музея Маргарите Павловне Лимаровой — сегодня ей исполнилось бы 80 лет

Музей-усадьба А.Н. Толстого — островок старины в центре большого города, одна из страниц истории Самары. М.П. Лимарова — создатель и первый директор Музея — усадьбы А.Н. Толстого в Самаре, человек, подаривший городу одну из самых ярких страниц в его истории. >>>

Фрагмент фотовыставки. Представлены из архива фотографии разных лет.

.b2 {border:1px solid #557AA2;}

Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого
Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого
Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого Фотовыставка Лимаровой в музее А.Толстого

Каждое изображение открывается в данном окне.

*