С целью поддержки и развития национальных традиций и культур народов России, представления самобытности, уникального колорита Поволжья с 25 июня по 15 июля в Центральном доме художника г.Москвы прошла выставка художников Приволжского федерального округа «Большая Волга в Москве».

К участию в выставке были приглашены руководители федеральных министерств и ведомств, заслуженные деятели искусств, дипломатический корпус посольств зарубежных стран в г.Москве. Самарский регион был представлен творческими работами Самарского регионального и Тольяттинского отделений Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Всего на выставку «Большая Волга в Москве от Самарской региональной организации было представлено 85 творческих работ 67 авторов, в том числе живописи — 53 работы, графики — 8 работ, скульптуры -5 работ, декоративно-прикладного искусства – 16 работ.

От Тольяттинской организации было представлено 43 творческие работы, в том числе:  живописи — 28 работ, графики – 13 работ, скульптуры – 2 работы, декоративно-прикладного искусства- 5 работ. 

Художественная  выставка «Большая Волга в Москве»  стала явлением уникальным в культурной жизни России и, одновременно, вполне закономерным в ее развитии.

Художники сохранили стремление изображать всю  сложность бытия – от исторических коллизий до бытовых сцен. Зрителю всегда важно увидеть в произведениях искусства его представления о мире или том новом содержании, которое благодаря художнику становится частью его духовного бытия. Жанровые композиции отражают жизнь в ее конкретных проявлениях и символическом осмыслении.

Натюрморт в большинстве случаев несет особое содержание. В своевременном искусстве размываются четкие границы  жанров, и натюрморт часто является необходимой компонентой интерьеров, портретов, жанровой живописи как предметная среда бытования человека.

Пейзажная живопись воплощает эстетические представления  художников, сформированные природой. Широкий географический охват выставки позволяет видеть в многочисленных пейзажах не только разнообразие мотивов, но и особенности их художественного  воплощения. Эти моменты этнического своеобразия делают выставку «Большая Волга в Москве» насыщенной новыми впечатлениями.

Графика – более камерный вид искусства, который требует подробного созерцания. В разделе графики особенно привлекают те листы, в которых использованы почти исчезающие техники: карандаш, соус, уголь. В них наиболее отчетливо проявляется трепетность художника в исполнении мотива, взятого чаще всего с натуры.

В представленной на выставке скульптуре отражены те пластические идеи, которые присутствуют в живописи и графике. 

Выставки периферийного искусства городов  Поволжья в Москве проводились, начиная  с 1944 года. С 1964 года введена новая  система выставочной деятельности – в стране было организовано десять зональных выставок. Первая зональная выставка «Большая Волга» прошла в Куйбышеве (Самара). С этих выставок отбирались произведения на общую выставку в Москву. Такая практика постепенного отбора лучших произведений искусства по всему пространству России существует поныне.

Выставка  «Большая Волга – 1998, 2003, 2008», проводимые в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Самаре, обнаружили новые, здоровые тенденции в укреплении и развитии местного искусства. Энтузиазм, энергия творцов, их высшее, бескорыстные устремления говорят о том, что искусство сохранило свое предназначение – быть мерилом духовного общества. Выставка «Большая Волга» стала насущной необходимостью регионального художественного процесса.

*