Сторонников искусственного продления жизни «АвтоВАЗа» почти не осталось даже среди высших чиновников. В неофициальных беседах они признают, что никакие денежные вливания не спасут завод, но решиться на банкротство «АвтоВАЗа» все равно не могут.

Главный аргумент — люди. Из 705 000 жителей города Тольятти на «АвтоВАЗе» (со всеми вспомогательными подразделениями) работает 110 000 человек. Страх, что все они выйдут бастовать, удерживает руководителей страны от очевидного шага, продлевая дорогостоящую агонию завода. Государство поддерживает неэффективный «АвтоВАЗ» на протяжении 15 лет, только с начала кризиса на это выделено 25 млрд руб.

Простая идея закрыть завод и раздать эти деньги рабочим «АвтоВАЗа», предотвратив таким образом социальную катастрофу, вряд ли может быть реализована. Хотя бы потому, что создает опасный прецедент: в стране сейчас около 1,64 млн человек находятся в таком же положении, что и работники «АвтоВАЗа». Щедрых отступных от государства всем не хватит.

Но избежать социальной катастрофы в Тольятти государству вполне по силам. И стоит это гораздо дешевле, чем многолетняя поддержка завода за счет налогоплательщиков.

Во-первых, банкротство не означает ликвидации «АвтоВАЗа». Части завода будут проданы новым собственникам, которые смогут снизить издержки и производить более качественные автомобили. Хорошие специалисты «АвтоВАЗа» не останутся без работы. Часть из них наверняка сможет найти работу на других автосборочных заводах страны: во всяком случае, до кризиса там сильно не хватало специалистов. Выстоит и большинство эффективных смежников завода. По дорогам страны сейчас ездит 13,6 млн «Жигулей» разных моделей и возрастов (33% автомобильного парка страны). Производство запчастей к ним еще много лет будет доходным бизнесом. Соответственно, и эти люди сохранят работу.

Во-вторых, город Тольятти опирается не на одно-единственное предприятие. Там находятся крупнейший в мире производитель аммиака — «Тольяттиазот», завод минеральных удобрений, завод синтетического каучука «Тольяттикаучук», хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликероводочный завод, винзавод, завод Danone, полиграфические, деревообрабатывающие предприятия, заводы по производству стройматериалов, швейная фабрика.

Это многопрофильный, крупный город, который к тому же объединен в агломерацию со столицей региона Самарой (до нее около 80 км). Повысить шансы на поиск работы и выживание тольяттинцев государство могло бы, содействуя их мобильности: организовав скоростной транспорт и оплачивая значительную часть стоимости проезда.

В-третьих, жители Тольятти — это дети мигрантов, приехавших в 1960-х гг. на комсомольскую стройку. Это активное, самостоятельное, мобильное население. Не случайно уровень развития малого бизнеса в Самарской области и Тольятти один из самых высоких в стране: на малых предприятиях там работает 15,9% занятых (в среднем по стране — 12%), на 100 000 жителей приходится 328 малых предприятий (по стране — 199). Если этим людям не мешать, они найдут возможность зарабатывать. Для этого не нужны многомиллиардные вложения. Достаточно создать в Тольятти режим максимального благоприятствования для малого бизнеса — снять все административные и коррупционные барьеры и обеспечить по-настоящему доступные кредиты с помощью субсидирования ставок. Рискнем утверждать, что в «одном отдельно взятом городе» при наличии политической воли все это возможно. Тольятти мог бы стать пилотным проектом по реализации принципа экономической свободы.

Государство должно обеспечить всем работникам «АвтоВАЗа» официальное увольнение со всеми причитающимися пособиями. Вместе с пособиями на детей, жилищными и транспортными субсидиями, а также личными подсобными хозяйствами эти выплаты позволят какое-то время продержаться тем, кто окажется без работы. Поможет бывшим автовазовцам пережить кризис и найти себе новое применение и обучение за счет государства.

17.07.2009, №131 (2401)

Ведомости ссылка на статью

*