В конце июня глава IKEA в России Пер Кауфман сообщил о новом витке борьбы с властями Самары за открытие двенадцатого филиала компании в стране. Он почти в открытую признал, что за «скорую помощь» в решении проблемы у него вымогали взятку. Несдержанность шведского топ-менеджера может самым худшим образом отразиться на перспективах Мега-IKEA.

В конце июня глава IKEA в России Пер Кауфман сообщил о новом витке борьбы с властями Самары за открытие двенадцатого филиала компании в стране. На этот раз здание оказалось неустойчивым к ураганам, а Кауфман почти в открытую признал, что за «скорую помощь» в решении этой проблемы у него вымогали взятку. На деле оказалось, что еще 25 мая шведы попросили выдать им отрицательное заключение на проект и развязали информационную войну, чтобы уйти от обязательств перед подрядчиками.

Строительство семейного торгового центра «Мега-Самара» в Самаре площадью 130 тысяч квадратных метров началось в августе 2006 года, его открытие анонсировалось в ноябре 2007 года, августе 2008-го, феврале 2009-го. На деле вышло, что ввод в эксплуатацию объекта по разным причинам переносился уже восемь раз. За это время проект подорожал – по некоторым оценкам с 4 млрд. до 6 млрд. р. – и оброс долгами. Расходы увеличились, в том числе, потому, что с осени 2007 года IKEA платила зарплату персоналу комплекса — более 500 чел. Сейчас эти штатные единицы решено быстро сократить. До 9 июля с.г. IKEA (Россия) пообещала уволить 250 самарских сотрудников. Инвестиции в незавершенное строительство также будут приостановлены — «из-за непредсказуемого характера административных барьеров, с которыми мы постоянно сталкиваемся в Самаре», — пояснил Пер Кауфман.

Точкой кипения Кауфмана стал инцидент, случившийся в конце июня. «Соответствующие инстанции вполне ожидаемо предъявили новое замечание к проекту «Меги». Вдруг оказалось, что наш огромный торговый центр обладает недостаточной ураганоустойчивостью и может рассыпаться в случае возникновения стихийных бедствий, — не без иронии сказал глава российcкой IKEA. — Впрочем, один из самарских чиновников сообщил нам, что у него на примете есть одна строительная фирма, которая может нам очень быстро помочь». Кауфман не сомневается — за эту «скорую помощь» придется давать взятку, что для IKEA абсолютно неприемлемо.

Вот мнение одну из фирм, имеющей отношение к строительству «Мега-Самара», объясняющее — откуда берутся подобные замечания.

«IKEA пожелала побыстрее построить и запустить комплекс, и только потом приводить его в соответствие существующим стандартам и СНиПам, — рассказывает ее директор. — Шведы будто не понимали, что это придется делать уже не на бумаге, а фактически внося изменения в конструктивы здания. 13 апреля составом расширенной комиссии, куда вошли представители проектных и подрядных организаций, Государственной экспертизы, IKEA, а также Государственной инспекции по строительному надзору (ГИСН), было проведено обследование объекта и составлен акт на 6 страницах с указанием 52 замечаний, многие из которых сформировались по результатам чисто визуального осмотра конструкции, так как проект до сих пор не прошел экспертизу».

По словам топ-менеджера, руководство IKEA все это время вело себя странно, будто экспертное заключение о сдаче проекта их вовсе не интересовало. Шведы пожелали урегулировать все спорные вопросы postfactum, лично проехав по разрешительным инстанциям, в итоге число необходимых для запуска проекта согласований и разрешений не изменилось.

«Нас как подрядчиков удивила самонадеянность IKEA, — продолжает собеседник, — Есть Градостроительный кодекс, который невозможно изменить путем «хождения по кабинетам» и уверяя чиновников, что «у нас все хорошо». Несоответствие нормам ураганоустойчивости, предъявленное шведам управлением ГО и ЧС по Самарской области, как выяснилось, имеет реальные основания. Здание выдерживает давление ветрового напора в 31 кгс/м2, тогда как для условий лесостепных зон и резко континентального климата этот показатель должен составлять не менее 38 кгс/м2. Для устранения недостатка в каркас мегакомплекса необходимо вводить дополнительные силовые элементы.

Заместитель генерального директора ИКЕА в России Томас Хальберг пояснил, что впервые замечание о низкой ураганоустойчивости было выдвинуто еще в январе текущего года. «Государственная экспертиза по строительству тогда рекомендовала нам компанию «Волгатрансстройпроект (ВТСП, фирма, занимавшаяся рабочей документацией и инженерным обеспечением проекта) как специализирующуюся на защите от стихийных бедствий», — заявил Хальберг. Однако вскоре ВТСП отказался от сотрудничества с IKEA, приостановив все работы по договору, и увел свой персонал с объекта.

Аналогично поступили другие подрядчики. Причиной этому явилось неисполнение обязательств шведской стороной. IKEA не просто перестала контактировать с исполнителями работ, но и вовсе прекратила платить всем деньги в рамках контрактов. Задолжав, шведы, вероятно, начали нервничать и по собственной вине столкнулись с определенным кругом заинтересованных лиц, оказывающих неофициальную помощь в решении проблем, что преследуют IKEA с первого дня строительства. От этих лиц сейчас, скорее всего, и поступают недвусмысленные предложения, о которых говорит Кауфман.

Между тем, несдержанность шведского топ-менеджера может самым худшим образом отразиться на перспективах Мега-IKEA. Постоянно выступая в печати по поводу «несговорчивости самарских чиновников», Кауфман рискует навлечь на себя ярость всех заинтересованных сторон. В последнее время губернские власти уделяют повышенное внимание развитию подобных проектов. Так, на состоявшемся 25 июня заседании Совета по содействию иностранным инвестициям при региональном правительстве об IKEA очень нелицеприятно отозвался министр областной экономики Габибулла Хасаев.

Систематические нарушения рабочего процесса, низкое качество менеджмента, регулярная смена руководителей и разногласия с подрядчиками подменяются, по словам Хасаева, якобы, существующими у шведской фирмы проблемами с разрешительными структурами, а также столкновениями с бюрократией и коррупцией в регионе. Компания направила свои финансовые потоки на формирование в СМИ негативного общественного мнения об инвестициях в российские регионы, — заявил Хасаев.

«Я не решился бы вести строительство по российским СНиПам где-нибудь в Германии или в Швеции, — подтверждает абсурдность развязывания информационной войны вышеназванный источник, – Кроме того, склонность к некачественной работе наблюдается на всех российских объектах IKEA, так, например, в Нижнем Новгороде только со стороны пожарного надзора набралось около 700 пунктов-претензий к их объекту. Самара стала лишь очередным примером, доказывающим непрофессионализм и некомпетентность шведских менеджеров».

В данный момент IKEA, по словам эксперта, занимается тем, что портит погоду в отношениях со всеми партнерами. Выяснилось, что еще 25 мая руководитель проекта IKEA обратился в Государственную экспертизу по строительству в Самарской области с просьбой выдать ему отрицательное заключение на проект, которое было незамедлительно получено. Это произошло в тот момент, когда шведам осталось устранить, по словам Томаса Хальберга, всего 18 замечаний. Данное действие вызвало у подрядчиков, мягко выражаясь, недоумение. «Наши интересы сильно страдают из-за самоустранения IKEA, — констатирует источник,- так как наша работа осталась неоплаченной. Следующим вынужденным шагом подрядчиков станет открытое обращение к шведам с требованием выполнить условия контракта.

Абсурдно было бы «замораживать» проект на данной стадии, как это уверяет руководство IKEA в СМИ, когда остались вопросы, решение которых зависит исключительно от шведской стороны. Если уж IKEA не уважает самарских партнеров, то ссориться со стратегически важным «Ашаном», завалившим товаром пустующие площади мегакомплекса и терпящим значительные убытки из-за отсутствия продаж, у ее руководства не хватит смелости.

Жорж Коваленко

(по материалам газеты «Хронограф»)

*