(The Washington Post) «Мне посчастливилось подружиться с этой уникальной личностью. В последний раз я виделся с Аксеновым пять лет назад, накануне его отъезда» из США, пишет автор. «Хотя Аксенов вернулся в Россию, в душе он никогда окончательно не покинул Америку».

(1996 Photo By Juana Arias — The Washington Post)

Для русской литературы Василий Аксенов сыграл ту же роль, что и Курт Воннегут — для американской, пишет журналист Washington Post Роберт Дж. Кайзер. «Но Воннегут позавидовал бы статусу Аксенова на его родине — в России он был скорее кем-то вроде Тайгера Вудса или даже Майкла Джексона», — пишет автор. В Америке такого признания ни один писатель не удостоится никогда, полагает он.

В США Аксенов прожил с 1980 по 2004 год: преподавал в университете Джорджа Мейсона в Вашингтоне, полюбил страну, получил американское гражданство. Но в итоге его разочаровало отсутствие широкой читательской аудитории, и в 2004 году он продал дом в графстве Фейрфакс и приобрел коттедж в Биаррице. Во Франции книги Аксенова расходились лучше, чем в других западных странах, но основным местом жительства для писателя вновь стала Россия: еще в 1990 году Аксенову вернули советское гражданство и квартиру в одной из сталинских высоток в Москве, поясняет автор.

«Мне посчастливилось подружиться с этой уникальной личностью: обаятельным усачом с озорными искорками в синих глазах и неуемной душой вечного мальчишки», — пишет Кайзер. Их знакомство произошло в Москве в начале 1970-х. «В Советском Союзе сейчас неподходящая обстановка для улыбок», — сказал автору Аксенов после эмиграции на Запад.

«Тот факт, что Аксенов ценил улыбки и вообще мог улыбаться, — это чудо», — пишет автор, сообщая, что после ареста обоих родителей 4-летний Вася оказался в детдоме и лишь по счастливому стечению обстоятельств его отыскал и взял в семью дядя.

Самая коммерчески успешная книга Аксенова, вышедшая в США, — «В поисках грустного бэби» — разошлась 80-тысячным тиражом. Это далеко уступает успеху Аксенова в СССР и постсоветской России: так, в Америке «Московская сага» очаровала критиков, но продавалась плохо, тогда как в России по ней сняли телесериал.

«В последний раз я виделся с Аксеновым пять лет назад, накануне его отъезда», — пишет автор. Они вспомнили, как ходили на концерт Spinners, на матчи по хоккею и баскетболу, поговорили об Адамс Морган — любимом вашингтонском квартале Аксенова — и его любимом Café La Ruche в Джорджтауне. «Хотя Аксенов вернулся в Россию, в душе он никогда окончательно не покинул Америку», — заключает автор.

Источник: The Washington Post

9 июля 2009 г. | 16:12

Роберт Дж. Кайзер | The Washington Post

InoPressa.ru ссылка на статью

***