Василий Аксенов назвал себя когда-то русским антисоветским писателем. Он триумфально вошел в литературу в эпоху оттепели и в течение полувека оставался одним из самых трезвых и свободомыслящих голосов русской литературы. Перенеся больше года назад тяжелейший инсульт, он больше не покидал больничной палаты. В понедельник его не стало…

Сын крупного партийного работника Павла Аксенова (впоследствии репрессированного) и Евгении Гинзбург, автора «Крутого маршрута», одной из самых бескомпромиссных российских писательниц, Василий Аксенов с раннего детства увидел ту изнанку советского строя, до понимания которой его более благополучные сверстники дорастали только в сознательном возрасте. По окончании школы, в сложный момент выбора профессии, мать посоветовала: «Иди-ка в медицинский – в лагере врачи лучше выживают». Аксенов знал, что его кумиры – Чехов и Булгаков – были именно врачами по образованию. Он окончил 1-й Ленинградский медицинский институт имени Павлова, работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве. Забросил медицину только после успеха «Коллег» и «Звездного билета». Кстати, ставшее штампом выражение «шестидесятники» появилось именно в связи с романом «Коллеги», его употребил Станислав Рассадин по отношению к автору анализируемой повести.

Став одним из самых популярных писателей Советского Союза, Василий Аксенов оказался под подозрением у КГБ. С появления «Затоваренной бочкотары» критика в адрес Аксенова и его произведений становится все более резкой. Как несоветская и антинародная была оценена поставленная в театре «Современник» пьеса Василия Аксенова «Всегда в продаже». В 1969 году писатель был выведен из состава редколлегии журнала «Юность» вместе с Евгением Евтушенко. Положение Аксенова еще более осложнилось, когда в 1977–1978 годах его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). А на родине были запрещены цензурой два его главных романа – «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979).

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***