По сведениям газеты «Хронограф», есть информация, что владелец самарского «Завода авиационных подшипников» (ЗАП) — ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» — ведет консультации по поводу переноса мощностей данного предприятия на площадку ОАО «Степногорский подшипниковый завод» (р. Казахстан). С развитием этих планов ожидается обострение борьбы девелоперов за выгодно расположенную освобождающуюся территорию по аналогии с недавним переделом земли под бывшим СПЗ-4.

Тенденция к сворачиванию производства крупными промышленными предприятиями, некстати расположенными в новых «деловых» и «культурных» центрах Самары, похоже, достигла стадии, на которой могут пострадать не только бедствующие и близкие к банкротству заводики, но и вполне успешные, обеспеченные госзаказами, компании. После того как жертвами ушлых девелоперов пали, к примеру, Средневолжский станкостроительный завод и Завод им. Масленникова, не вынесшие, к сожалению, кризиса 90-х, обаянию инвесторов поддался СПЗ-4, преодолевший тяжелое время хорошо, но также попавший с «неуместным» производством в будущую офисно-деловую и торгово-развлекательную зону города. Президент и основной владелец «СПЗ-групп», контролирующей СПЗ-4, Александр Швидак, впрочем, говорил, что перенос активов из центра на окраину обусловлен необходимостью «повышения управляемости и сокращения логистических цепочек». Цена вопроса, по разным оценкам, составила тогда от $30 млн. до $300 млн., а некоторые аналитики называли продажу заводской территории в границах улиц Луначарского, Мичурина, Челюскинцев и Московского шоссе «крупнейшей сделкой с недвижимостью в Самарской области в ближайшее десятилетие».

С выводами, они, судя по всему, поторопились. Так, на прошлой неделе в адрес «Хронографа» поступила информация, что ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) (собственник ЗАП) рассматривает вопрос о перспективе переноса производственных мощностей своего самарского подразделения на площадку ОАО «Степногорский подшипниковый завод» (СПЗ) в Акмолинском р-не р. Казахстан. Освободившаяся территория ЗАПа, скорее всего, будет сдана в аренду или использована под застройку.

Известно, что и заводская земля, и производственные корпуса, находящиеся по соседству (если точнее по другую сторону улицы Мичурина) от бывшего СПЗ-4, давно притягивают региональных девелоперов, но факты переговоров с ними, как и саму возможность выноса предприятия за пределы города, руководство ЕПК до сих пор тщательно скрывало. Удивление вопросы «Хронографа» вызвали и на этот раз.

Технический директор управляющей компании ЕПК Владимир Осипов сообщил, что в планах корпорации нет и никогда не было подобного проекта. Другой сотрудник, пожелавший остаться неизвестным, пояснил, что можно допустить вынос производства каких-либо отдельных видов продукции. «Все линии и цеха на территорию иностранного государства переносить просто нецелесообразно, — говорит источник, — ЗАП делает подшипники для авиационной и космической промышленности, а в Степногорске в основном выпускают изделия для нужд автостроителей и железнодорожников, зачем же объединять разнопрофильные активы?». Генеральный директор СПЗ Анатолий Томилов выразил схожее недоумение по данному вопросу.

Остается загадкой, почему в ЕПК вдруг решили «лишить опоры» такое находящееся на подъеме предприятие как ЗАП, являющееся к тому же головным в Дивизионе специальной продукции корпорации. Как вариант, завод с постоянно совершенствующейся производственной и научно-исследовательской базой, с растущими объемами выпуска продукции, стал разменной монетой в играх федеральных инвесторов, достаточно давно начавших экспансию на самарский рынок. Конечным приобретателем площадки под СПЗ-4 выступил Санкт-Петербургский венчурный фонд «Стратегические инвестиции». Не исключено, что предварительной договоренности о переселении ЗАПа ЕПК достигла именно с венчурной компанией.

С другой стороны, постоянно уплотняющаяся вокруг завода городская инфраструктура может создавать помехи производству и существенно удорожать логистику, на что уже сетовал Александр Швидак при продаже своего подшипникового актива. Также значительная часть выручки ЗАПа в данный момент уходит на уплату земельных налогов. «Эти и другие факторы, в виде административных барьеров, часто возникающих по заказу девелоперов, повышают себестоимость продукции и снижают эффективность бизнеса, — подчеркивает собеседник «Хронографа» — аналитик одного из самарских банков. – Впрочем, перебрасывать производство в Казахстан я бы не стал – ЗАП вполне могут пустить на свою территорию его же филиалы – в Саратове или в Волжском Волгоградской области»

. «Концентрация производства в пределах одной площадки позволит 100%-но загрузить мощности предприятия и заметно снизить издержки, — соглашается директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, — другое дело, что время для переноса выбрано не самое удачное — предстоят немалые затраты. Освободившуюся же заводскую землю придется реализовывать с большим дисконтом».

Жорж Коваленко

*