Чего хотят русские?
(The New York Times) Главный редактор журнала The National Interest предсказывает, что двухдневный визит Барака Обамы в Москву окончится «символическим триумфом», но на деле заявленная «перезагрузка» невозможна, пока обе стороны не будут готовы пойти на взаимные уступки.
Профессор Николас Гвоздев, главный редактор американского журнала The National Interest, в своей статье для The New York Times предсказывает, что двухдневный визит Барака Обамы в Москву окончится «символическим триумфом», но на деле заявленная «перезагрузка» невозможна, пока обе стороны не будут готовы пойти на взаимные уступки.
В поисках российской помощи Вашингтон исходит из заведомо ошибочного предположения о том, что все угрозы безопасности США (Иран, КНДР и проч.) автоматически должны беспокоить и Россию, при этом Америка вправе проводить любую политику (например, расширение НАТО), несмотря на то, что в Москве ее будут считать угрозой национальной безопасности.
И такой примирительный жест, как повторное открытие базы в Манасе, не должен вводить нас в заблуждение, продолжает Гвоздев. В конечном счете и России, и среднеазиатским режимам на руку продолжение военной операции против Талибана.
Для Обамы важно добиться участия Москвы в совместных санкциях против Ирана. Однако для России ядерный Иран — это неприятность, которую, впрочем, можно терпеть, поэтому, чтобы мнение России изменилось, ей надо предложить что-то взамен.
В Москве опасаются того, что отношения Тегерана с Западом могут пойти по «ливийскому сценарию» и западные инвестиции придут в энергетический сектор Ирана. Сейчас России выгодна изоляция Исламской Республики, поскольку она за счет этого является основным поставщиком энергосырья в Европу, а транзит среднеазиатских углеводородов возможен только через ее территории. Без иранского газа альтернативный проект «Набукко» практически обречен, отмечает автор статьи. В Кремле хотят услышать гарантии того, что Россия не потеряет занимаемые сейчас позиции.
России также действительно нужна предложенная Медведевым новая архитектура европейской безопасности, которая бы связала НАТО и ОДКБ в единое пространство безопасности «от Ванкувера до Владивостока». В Вашингтоне не только с подозрением относятся к этой инициативе, но и однозначно выступают за вступление Грузии и Украины в Североатлантический альянс.
В таких условиях прорыва в отношениях ждать не стоит. Гвоздев выражает уверенность в том, что Обама одержит «символический» триумф, однако личного общения с Медведевым недостаточно для того, чтобы внешняя политика России изменилась.
Источник: The New York Times
6 июля 2009 г. | 16:15
Николас Гвоздев | The New York Times
*