Французский археолог Ксавье Гютерц рассказывает: «Скала расписана изображениями животных и людей, исполненными яркими красками: охрой, гранатовым, белым, черным – в совершенно незнакомом стиле. Здесь нарисованы коровы с большими рогами, украшенные орнаментальными рисунками. Есть также загадочные персонажи маленького роста с руками, поднятыми к небу».

Здесь лучше перевести дух. Эту скалу уже назвали Сикстинской капеллой эпохи неолита. Она была обнаружена случайно и не без помощи пастуха по имени Мохаммед Омар Исмаил с его крепкой памятью. Изучать рисунки будет очень трудно: на расшифровку может уйти целая жизнь.

Роспись находится внутри гранитного массива в Сомалилэнд, в безлюдной зоне, которую местные жители называют Лас Джил: водопой дромадеров. В буйном излишестве линий и цветовых пятен, что наводит на мысль о творческом воображении, различимы десятки и десятки фигур. На стене можно увидеть фигурки коз, жирафов, антилоп, собак. Картинки разбросаны в соответствии с неразгаданной пока логикой.

Повсюду загадочные коровы с преувеличенно длинной шеей, причем голова никогда не изображается в профиль, дается вид сверху – такие рисунки впервые обнаружены в Африке. Внизу, как бы окруженный и защищенный шеей животного, появляется человек в широкой белой тунике. Он, кажется, возносит молитву. Если это не вождь, то по крайней мере священнослужитель. Или, может быть, бог.

«В любом случае, – подчеркивает Гютерц, – мы вышли за рамки привычных картин: здесь возникает подробное символическое изображение вселенной».

Шеям французских археологов также пришлось вытянуться, чтобы хорошенько рассмотреть и зафиксировать этот своего рода древнейший комикс.

«Складывается впечатление, что все свободное пространство должно быть заполнено рисунками. Если смотреть на роспись снизу, просто дух захватывает. – У Гютерца и его команды остановилось дыхание, когда они обнаружили, какой ущерб нанесло время, когда они увидели трещины в скале и внезапно прерывающиеся сцены. – Теперь мы должны зафиксировать все нюансы, чтобы попытаться восстановить всю картину такой, какой она была изначально, возможно, 5 или 4 тысячи лет назад».

«Лишь сделав это, можно будет начать вникать в смысл изображения», – говорит Роже Жуссом.

В конце 2004 года французские археологи возобновят исследования, и тогда начнутся первые работы по закреплению и восстановлению изображения. Необходимо спасти эту древнейшую картину, как и другие священные места наших прародителей.

«В таких местах наши аристотелевские категории не действуют: сакральное и мирское объединены в одно целое, они выражаются при помощи языка, предшествовавшего письменности и состоявшего из знаков и символов, – поясняет один из крупнейших итальянских специалистов по наскальной живописи Умберто Сансони. – Здесь есть все: абстрактность и эмоции, философия и ритуальность, в соответствии с общим видением действительности, которая продолжает оставаться недоступной для нас, но в которой, вполне вероятно, соединялись воедино практическое знание и шаманское знание».

Конечно же, страсть к живописи, так же как и к танцам, к пению, является отличительной чертой нашего рода, рода неутомимых рассказчиков и шарлатанов.

«И я уверен в том, что в Лас Джиле в различные времена сменяли друг друга многие поколения художников, – говорит Жуссом. – Они считали это место особым».

La Stampa Габриэле Беккария

15:12 11 мая

Переведено 11 мая 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*