О том, действительно ли одно из самых знаменитых произведений Бетховена посвящено Элизе, спорят до сих пор — в частности, потому, что никакой Элизы как будто и не было. Музыковед Клаус Копитц убежден, что нашел ее.

Людвиг ван Бетховен, Багатель ля-минор, более известная под популярным названием «К Элизе» — наверное, самая незатейливая, но и самая знаменитая мелодия, написанная этим титаном музыки. Кто она, та самая Элиза, которой композитор посвятил прозрачную, чуть меланхоличную, но по-своему светлую мелодию? В течение многих лет общепринятой считалась версия, что пресловутая Элиза — ошибка, допущенная первым исследователем творчества Бетховена Людвигом Нолем (Ludwig Nohl). Он, мол, неправильно прочитал имя дамы (у Бетховена был отвратительный почерк), и на самом деле ля-минорная Багатель посвящена не таинственной Элизе, а совершенно конкретной Терезе — пианистке Терезе Мальфатти, в которую композитор как раз тогда был влюблен.

Бетховен незадолго до знакомства с Элизой

«Элиза была!»

– доказал берлинский музыковед Клаус Копитц (Klaus Kopitz). Элизу, которой была посвящена незабвенная мелодия, звали Элизабет Рёкель (Elisabeth Röckel), — убежден Клаус Копитц. Это открытие он сделал скорее случайно:

«Я уже много лет работаю над многотомным исследованием «Бетховен в воспоминаниях современников», — рассказывает музыковед. — Это издание энциклопедического типа, включающее в себя все существующие упоминания Бетховена в письмах, дневниках, газетных статьях, стихотворениях, мемуарах людей, которые были с ним знакомы. Особое значение придается здесь воспоминаниям многочисленных дам, окружавших композитора. Снова и снова мне приходилось в эти годы наталкиваться на имя Элизабет Рёкель. Она была на протяжении ряда лет очень близка композитору».

Фривольности и влюбленности

Элизабет, которую друзья звали просто Элизой, приехала в Вену 12-летней девочкой в 1805 году. Уже в 1806-м она познакомилась с Бетховеном: старший брат Элизы, певец Йозеф Рёкель, был первым исполнителем партии Флорестана в премьерной постановке единственной оперы Бетховена «Фиделио» и близким другом композитора. Не исключено, что Элизабет, которой также была уготована музыкальная карьера, на каком-то этапе брала уроки фортепьяно у Бетховена. Во всяком случае, композитор был свидетелем взросления очаровательной — судя по сохранившимся портретам — барышни и явно не остался к ней равнодушен. Клаус Копитц рассказывает:

«Об этом Элиза любезным образом оставила нам свидетельство «из первых рук»: вспоминая о вечере, проведенном вместе с Бетховеном у знаменитого гитариста Мауро Джулиани, она рассказывала следующее: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки».

Элиза — «очаровательное дитя»

Подробнее: www.dw-world.de

www.dw-world.de

***