АвтоВАЗ потребовал от своих поставщиков снизить цены на автокомпоненты как минимум на 10%. Убедить его в невозможности настолько снизить цену поставщик может только в том случае, если допустит специалистов АвтоВАЗа к своей внутренней финансовой отчетности. Те, кто откажется это сделать, могут лишиться статуса поставщика АвтоВАЗа.

Столь жесткое отношение с поставщиками господин Алешин объяснил тем, что теперь «задача АвтоВАЗа номер один — к концу года выйти на положительный денежный поток (сейчас завод работает не только с чистым, но и с операционным убытком. — „Ъ“)». Переговоры о снижении цены с поставщиками уже начались, сказал он „Ъ“, добавив, что в целом они «отнеслись к инициативе АвтоВАЗа с пониманием».

Аудит внутренней экономики поставщика не прецедент: о подобных антикризисных мерах в системе закупок говорил, например, глава правления группы ГАЗ Сергей Занозин. Более того, опрошенные „Ъ“ поставщики АвтоВАЗа готовы допустить его к своей внутренней документации. Однако снижать цены на 10% они не намерены. Заместитель гендиректора ОАО «СИБУР — Русские шины» Игорь Караваев сказал „Ъ“: «Цена, по которой АвтоВАЗ сейчас закупает у нас шины, и так гораздо ниже цены поставок шин на вторичный рынок, что мы готовы подтвердить в ходе любого аудита». В самарской группе СОК (обеспечивает до 40% потребности конвейера АвтоВАЗа в компонентах) „Ъ“ также сказали, что готовы к аудиту своей экономики, но только не к снижению отгрузочных цен.

Поставщики не раз говорили, что после введения АвтоВАЗом вексельных расчетов с ними (когда деньгами оплачивается только 30% закупаемых компонентов, а остальное приходится на векселя) у них произошло вымывание оборотного капитала и идти в этой ситуации на снижение цен невозможно.

У самарской группы СОК уже появился собственный план развития АвтоВАЗа, который группа лоббирует в правительстве, говорят источники „Ъ“, близкие к СОК. Он сводится к жесткому контролю над дилерами, наращиванию экспорта Lada в условиях девальвации, росту продаж автокомпонентов как более маржинального продукта, привязке выпуска машин к их продажам (то есть отказу от накапливания складских остатков), снижению общезаводских издержек (по оценке группы СОК, составляют 25% себестоимости), оптимизации персонала и контролю над финансовыми потоками. Из нестандартных решений можно выделить покупку АвтоВАЗом контрольного пакета акций неназванного иностранного автопроизводителя для обновления модельного ряда (что означает отказ АвтоВАЗа от партнерства с Renault) и покупку поставщиков, обеспечивающих до 90% потребности АвтоВАЗа в компонентах. Источники финансирования сделок не уточняются. По сути, СОК предлагает создать на базе АвтоВАЗа некую вертикально интегрированную структуру, которая будет управлять полной цепочкой производства — от выпуска автокомпонентов до продажи готовых автомобилей через подконтрольную дилерскую сеть. В этом случае АвтоВАЗ сможет приобретать компоненты по себестоимости, контролировать затраты и продавать сверхдешевые автомобили.

Подробнее: «Коммерсантъ»

*