«Кина не будет». Хотите сэкономить на душе? Закройте «Художественный»
Их там было три. Три кинотеатра на Куйбышевской улице. Кинотеатр «Триумф», кинотеатр «Молот» и кинотеатр «Художественный». «Бермудский треугольник» был. А теперь и его нет. Сначала две стороны убрали, а теперь убирают и третью — кризис. Так, действительно, убирают?! Неужели кинотеатра, который почти сто лет был, больше не будет?
На Куйбышевской, впрочем, уже многого нет. Не только кинотеатров. Нет знаменитого хлебного магазина «Главхлеб». Нет «Утеса», самого известного в войну военторговского магазина. Его все иностранцы знали, все посольства туда ходили. Теперь там китайский ресторан. Повернете налево по Ленинградской, там — аргентинский. А были «Соки — воды». Даже в войну! Но возвращаемся. Возвращаемся к Куйбышевской, переходим Ленинградскую — «Военная книга». Какая «Военная книга»?! Канцтовары! Знаменитой «Военной книги» нет, а самарцы привыкли, чтобы была. Ну, привыкли, чтобы были «Соки-воды», была «Военная книга» и был «Художественный» и чтобы фильмы смотреть там. Нет «Военной книги». Там открытки, календарики. Можно купить клей, карандаш, но нет книг.
«Военной книги» нет, а мне недавно удивительную вещь рассказали об этом магазине. Там же подвал со двора. Со двора «Военная книга» имеет подвал, и я встретился со своей знакомой. С врачом. Ларисой Николаевной, женой Фишгойта. «Ты, — говорит, — «Военную книгу» помнишь?» Сама она тридцать второго года рождения. Тоже не девочка. «Когда, — говорит она мне, — я была маленькая, бабушка меня водила к своей подруге, которая жила в «Военной книге». В подвале. Она жена Родзянко».
Жена Родзянко. Знаменитого Родзянко. Он возглавлял 4 Государственную думу, и, как утверждает «Краткий курс ВКПб», отредактированный, а частично, если не целиком, написанный Сталиным, «…буржуазный деятель Родзянко, согласовав это все с меньшевиками-либералами из петроградского комитета, передал власть буржуазному Временному правительству».
«Жена Родзянко жила в подвале «Военной книги», — говорила мне Лариса Николаевна, — бабушка с ней дружила, а я с ней играла. Но не всегда. Бабушка говорила: «Сегодня — нет. Только — завтра. Потому что сегодня она в Комитет государственной безопасности пошла». Ее сослали в Самару — жена Родзянко, «этого буржуазного деятеля, который передал власть буржуазному временному правительству», и каждую неделю она в КГБ отмечалась».
Вот что такое вообще Самара, и вот что такое Куйбышевская, Дворянская в свое время. Вот что такое эта улица, вот что такое ее здания. Они нас людьми делали, понимаете? И одно из этих зданий — кинотеатр «Художественный».
Его построил Щербачев. Знаменитый Щербачев, которого из Петербурга привез Алабин и сделал главным архитектором нашего города. Всю Куйбышевскую застроил! Всю. Банк знаменитый — это Щербачев. Домик Клодта — Щербачев. Дворец пионеров… нет, это дом Наумова, предводителя дворянства самарского, а потом, потом уже Дворец пионеров, тоже — Щербачев. Ну вот и здание для кино построил. Специально для кино. Теперь в нем «кина не будет».
Но — снова про кризис. Прошу всех запомнить: кризис пройдет. Пройдет обязательно, а вот что будет с людьми, если они потеряют еще и «Художественный»?
Автор: Светлана Внукова
19.06.2009 13:11 |
Подробнее: Самарская газета
*