Слегка садистская французская комедия «Плохое настроение» сначала кажется скучной, потом становится смешной и, в конце концов, даже неглупой. Мораль ее элементарна: дети рождаются вовсе не для родителей, а для самих себя, и всякий раз неизбежен вопрос – «а что они такое?». А кто думает, что «дети все спишут», как бы ты ни «жил однова», и на то они и нужны, получит от них самих по полной программе. Только моралью французский режиссер Патрик Алессандрин публику не закармливает, не для того комедия. Он кормит «полной программой», а думать будете после.

Для начала в программу входят удачник и неудачник в современном Париже. Первый (Тьерри Лермитт) имеет большой строительный бизнес, шикарную квартиру, шикарную машину и молодую красивую жену, которая изменяет ему открыто и регулярно, как в аптеке, поэтому он точно знает, что новорожденный младенец – его. У второго (Мишель Мюллер) нет ни работы, ни квартиры, ни машины, и не очень красивая жена изменяет ему с лучшим другом тайком и невпопад, поэтому долго мучается, от кого забеременела. Уже представляешь, как все кино две жизни будут сравнивать, и как оно тоскливо. Но случается страшное. Вроде бы страшно обидев встреченного неудачника, удачник еще и задавил его насмерть, спеша к рожающей жене. И вот тут два ангела с неба подлетели и пошалили. Душу обиженного покойника переселили как раз в новорожденного младенца, которого везучий папаша заранее обожает. Процесс тут же пошел.

У красивой жены так и не проснулся материнский инстинкт. Папаша после работы практически не спит ночами. Обкаканный и оплеванный, баюкает новорожденного, а тот в ответ только орет и вредит. Мысли младенца озвучивает покойник, поэтому дуэль папы с ним выходит весьма характерной. Младенец сразу нашел слабое место взрослого – безумную любовь к нему – и это был идеальный способ отомстить за все. Он решил покончить с собой. Выпитой кислотой, свалившимся утюгом, злой собакой и прочая. Снаружи все это, конечно – обычное перечисление распространенных детских кошмаров, но решено оригинально. Плюс к тому сюжет дополняется старой мамой удачника, историей жены покойника и его лучшего друга. Поэтому просто по темпу событий к концу не заскучаешь. Хотя нельзя сказать, что все гэги – прямо ухохочешься. Ничего особенного не происходит. Но, во-первых, отрыжка и какашки в данном случае абсолютно уместны, во-вторых, пара шуточек вполне работоспособна. Со злой собакой, конечно, и еще когда младенца вернули после похищения, и он в дверях своего дома думает взрослым голосом: «Господи, снова в эту семейку Адамс».

Кончится все ко всеобщему удовольствию, но, когда столько садистских штучек, любовь к людям и к детям и вообще любовь не выходит слащавой. Ирония – самый надежный способ растить цветы жизни и снимать профессиональное кино. По части профессии можно назвать безупречной игру Лермитта – бедняга, чего натерпелся – и где-то уникальную работу с выводком младенцев в кадре. Кастинг новорожденного включил в себя почти две тысячи младенцев, из них для «взросления» одного «главного героя» почти до годовалого состояния отобрали чертову дюжину. И выводок воспроизвел на съемочной площадке процесс ора, каканья, писанья, засыпания и просыпания вполне правдоподобно, и похожи все в самом деле. Короче, кто в биографии уже имеет факт «сидеть с ребенком», вспомнит по ходу фильма очень много «из личного». И ходить на него лучше парами – нашим папам тут есть, чему поучиться, нашим мамам – чего испугаться. Но детей брать не надо, чтоб дурное не переняли.

К.Тарханова

film.ru

*