Financial Times: западные бизнесмены, имея дело с Россией, вынуждены действовать на условиях Кремля
Состоялась церемония инаугурации Путина, после которой он официально приступил ко второму строку в должности президента при поддержке большинства россиян. В своей инаугурационной речи Путин не очень убедительно говорил о необходимости эффективной оппозиции, отдавая себе отчет в тех чувствах, которые либералы испытывают по поводу его политического доминирования. Однако в своей основе его речь касалась новообретенной в России стабильности, где только Чечня — о чем в минувшее воскресенье мир получил очередное напоминание — нарушает картину, пишет издание Financial Times, перевод статьи которого публикует InoPressa.
Многим иностранным инвесторам по душе такой образ. Среди таких инвесторов, в частности, Total, французская нефтяная группа, которая на прошлой неделе подтвердила, что заинтересована в покупке 25% акций «Сибнефти». Для крупных нефтяных компаний Россия — самая перспективная территория, чей потенциал еще не был полостью установлен. Внешняя ревизия, проведенная в прошлом году, показала, что запасы нефти в России могут быть втрое больше, чем думали раньше.
В условиях кризиса на Ближнем Востоке и цен на нефть, установившихся в районе 40 долларов за баррель, развитие российского потенциала совершенно справедливо стало приоритетом как для международных нефтяных компаний, так и для правительств стран-потребителей нефти, среди которых США и Европейский союз. Хотя российские нефтяные активы уже не так дешевы, как в 1990-х, они все еще привлекают покупателей, в особенности среди компаний, чьи собственные запасы подходят к концу.
Как бы то ни было, западные бизнесмены, имея дело с Россией, вынуждены действовать на условиях Кремля. Международные инвесторы в ценные бумаги оказались в числе пострадавших в деле ЮКОСа, когда после ареста бывшего главы компании Михаила Ходорковского цены на акции компании упали.
Нефтяные компании имеют многолетний опыт ведения дел с недемократическими режимами. Многие руководители предпочитают авторитарную стабильность Путина демократическому хаосу Ельцина.
Однако и в России Путина есть свои риски. Во-первых, когда Путин говорит о власти закона, он имеет в виду подчинение законам Кремля. Это закон в значении «закон и порядок», а не в значении «соблюдение прав», в том числе не обещает это и соблюдения прав инвесторов. В теории финальным арбитром в области интерпретации законов должен являться суд, на деле же — это, как правило, Кремль, в чем на своей шкуре пришлось убедиться Ходорковскому.
Во-вторых, хотя для инвесторов есть смысл искать партнерства с теми из российских олигархов, которые в настоящий момент пользуются расположением Кремля, нет никаких гарантий, что это отношение сохранится навеки, пишет влиятельная британская газета.
С одной стороны, стабильность на руку Кремлю, она способствует выкачиванию нефти и газа и притоку средств из-за рубежа. С другой стороны, Путин не может игнорировать зависть к олигархам простого народа и чиновников, которые чувствуют, как экономическая власть уходит из их рук. В один прекрасный день у президента может возникнуть необходимость найти нового Ходорковского, чтобы сделать приятное электорату. И зарубежные инвесторы снова пострадают.
Аргументы в пользу инвестирования в российский нефтяной бизнес очень сильны. Не менее сильны и аргументы в пользу того, чтобы отдавать себе полный отчет в риске, с которым сопряжена любая сделка такого рода, заключает Financian Times.
*