О своей очередной попытке запустить в сентябре самый большой в мире ускоритель элементарных частиц заявил на днях глава европейского проекта Лин Эванс. На этом фоне вновь стали раздаваться голоса об опасности подобных исследований. “МК” связался с российскими специалистами, которые находятся в курсе последних событий.   

Напомним, что Большой адронный коллайдер (БАК) был запущен 10 сентября 2008 года. Однако спустя всего девять дней он был остановлен: в одном из его восьми отсеков расплавились контакты трансформатора, поддерживающего температуру — минус 271,3 градуса по Цельсию. Сейчас все ремонтные работы завершены. Наверняка ученые CERN испытывают сейчас дежа вю. Как и в прошлом году, примерно в это же время, они вновь приступают к тестовым работам. Эти работы продлятся около трех недель, после чего вновь начнется поиск бозона Хиггса. Эта частица теоретически существует: не было бы ее — материальные вещи не имели бы никакого веса. Она настолько тяжела, что никто из ученых до сих пор не смог ее выявить. Вот и потребовалось “родить” ее в свободном состоянии при столкновении протонов на огромных скоростях. Наши ученые утверждают, что коллайдер в Дубне, который должен заработать к 2014 году, сможет решить такие задачи, которые БАКу не по плечу. Это вопросы особенностей перехода ядерной материи в кварк-глюонную. “В БАКе этот процесс как бы проскакивает из-за слишком большой энергии, а в нашем новом кольцевом укорителе NIСA мы надеемся, что переход этот можно будет зарегистрировать”, — пояснил “МК” директор Объединенного института ядерных исследований Алексей Сисакян.

Пока одни ученые занимаются прикладными исследованиями, другие стараются найти аргументы против тех, кто считает, что с запуском Большого адронного коллайдера может наступить конец света. По словам физика-теоретика, члена-корреспондента РАН Валерия ТРУБИЦИНА, возникновение черной дыры в коллайдере маловероятно, но в принципе возможно.

— Для того чтобы в коллайдере возникла черная дыра, — поясняет ученый, — надо, чтобы в одной точке одновременно столкнулось большое количество протонов с большой энергией. И чтобы масса этого сгустка составила 10 в –5-й степени граммов, а размер уменьшился бы под действием силы тяжести до 10 в -33-й степени сантиметров. Эта частица вещества имела бы огромную силу притяжения и поглощала бы материю, которая оказалась на ее пути. Но сейчас это маловероятно, поскольку в БАКе для этого не хватает энергии и скорости, еще более близкой к скорости света.

Московский Комсомолец ссылка на статью

***