Банк России в очередной раз порадовал понижением ставки рефинансирования. Составит она теперь 11,5%. Аналогичные решения уже принимались чиновниками 23 апреля и 13 мая, причем каждый раз уменьшали по 0,5%. Процесс снижения ставок объясняется благоприятной рыночной ситуацией, хотя с этим согласны не все.

Итак, свершилось. С 5 июня ставка рефинансирования будет составлять 11,5%. Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев постарался заверить экспертов и аналитиков в том, что данное решения принято благодаря исчезновению девальвационных ожиданий и снижению уровня инфляции. Оно, конечно, так, но не все так просто. Поспешное снижение ставки рефинансирования может быть вызвано страхом дальнейшего укрепления рубля. Может показаться странным, но именно из-за твердой позиции «деревянного» банки потеряли значительную часть средств ― потому что почти с самого начала кризиса они сидели в валюте. После этого, кредитные организации начали постепенно избавляться от «зеленых», а рубль вновь покрепчал. И, кстати, отдайте, кто же купил всю валюту у банков? Правильно, Банк России.

Конечно, снижение ставок рефинансирования может привести также к «удешевлению» наших денег. Но это только подстегнет экономику к развитию. А там уж, как бог пошлет. Только вот к серьезным результатам, например, на рынке кредитования, снижения ставки не приведет. Все дело в том, что серьезно и конкретно данная мера главного ЦБ другим кредитным организациям не очень-то помогает. Правительство пытается сократить потери банков, но без каких-либо дополнительных действий, например, рекапитализации или выкупа «плохих» кредитов прорыва мы не добьемся. Конечно, можно все силы бросить на становление экономики, но не путем же смерти банков.

Дмитрий Билик

*