Сегодня в Самарском художественном музее открывается выставка «Белое золото России», посвященную 265-летию со дня основания Императорского фарфорового завода. На выставке представлены около 300 произведений русского фарфора XVIII-XX вв. В экспозицию вошли также произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Первое фарфоровое предприятие в России – Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), был основан в Петербурге в 1744 году. После революции в период с 1917 по 1925 год он назывался Государственный фарфоровый завод, в 1925 – 1936 годы — Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова; с 1936 года — Ленинградский фарфоровый завод им Ломоносова

      

Императорский завод был придворным заведением, где все зависело от потребностей и расположения двора и монарха. Особое место среди произведений мастеров фарфора занимают дворцовые сервизы. Уникальные предметы дворцовых сервизов находятся в собрании СОХМ.

      

Большой интерес вызывают предметы из «Бабигонского сервиза». Он был создан в 1824 году и предназначался для большого Петергофского дворца. В собрании СОХМ есть чашка с блюдцем из «Сервиза Фермерского дворца» в Петергофе.

      

К новому, 1833 году, император Николай Александрович получил «Готический сервиз» на 150 персон. Его ставили на стол во время «высочайших фамильных банкетов и столов». Лоток «Готического сервиза» и тарелка (1833) украшены псевдоготическим орнаментом, в котором использованы мотивы витражей.

      

На выставке представлены также предметы из сервиза «Императорской яхты «Штандарт» — чашка (1912) с блюдцем (1914).

      

В начале ХХ в. завод стал выпускать вещи в новом, модном для того времени стиле. Уникальная ваза (1915) из императорской резиденции Аничков дворец является ярким образцом стиля модерн.

    

Советская пластика более реалистично и полно отображала быт советского народа, нежели ангажированная живопись мастеров соцреализма. Главным художественным центром страны стал Государственный фарфоровый завод в Петрограде. Сюда пришли замечательные мастера по фарфору — Н.Данько, А.Воробъевский, И.Ризнич. Одни художники усилили декоративные и романтические тенденции в фарфоре, другие работали в жанре анимализма. Особое место в 1930-90-е гг. заняло творчество А.Воробьевского, работы которого являются украшением выставки в СОХМ.

    Выставка «БЕЛОЕ ЗОЛОТО РОССИИ» — единственная за всю историю музея большая фарфоровая выставка из фондов, многие произведения  экспонируются здесь впервые.

    Работы на эту выставку были представлены также коллекционерами. 

*