Исчезнувшее золото. Статья из "Tagesspiegel"
«Черная» археология в России: все больше уникальных раскопов становятся добычей воров от искусства. Достаточно обзавестись металлодетектором — государство молча наблюдает
Совсем рядом с современной Рязанью, областным центром в 250 километрах к юго-востоку от Москвы, в серое небо вздымаются руины старого города — красивейшие церковные своды Х века. Старая Рязань — один из старейших городов Центральной России. Через три столетия после основания ее позолоченные церковные купола, казалось, посулили богатую добычу Батыю, внуку Чингисхана. Однако монгольские орды, испепелив город, двинулись дальше: их предводители были разочарованы, так и не найдя спрятанные церковные сокровища.
Это удалось лишь варварам XXI века, археологам-любителям с их очевидной коммерческой жилкой — и полным отсутствием уважения к истории.
В России, сообщало недавно государственное телевидение, действует целая сеть осквернителей и похитителей древностей. Чтобы проиллюстрировать данный тезис, телевизионщикам не пришлось далеко уезжать. Им достаточно было приехать на «блошиный рынок» в Измайлово, что на востоке Москвы, где торговцы наряду с бесполезными безделушками отдавали за копейки бесценные находки из могильников бронзового века.
Серьезные исследователи старины, на профессиональном жаргоне -«белые археологи», осторожно снимают один культурный слой за другим; мародеры из «черной гильдии», напротив, оставляют после себя черную дыру, в земле и для науки.
«Раскоп, — говорит Алексей Чернецов, руководитель экспедиции, которая ведет раскопки в Рязани, — книга, которую можно прочесть только один раз. Если копают грабители, то послания прошедших эпох теряются вместе с археологическими находками».
Команда Чернецова уже дважды находила в Рязани золото и 13 раз — серебро. Грабители, которые там неоднократно появлялись на машинах без номеров и с пистолетами, возможно, совершают такие находки еще чаще. Во всяком случае, вещи, которые могли быть украдены из старого города, Чернецов встречал в респектабельных антикварных магазинах Старого Арбата — московской пешеходной зоны.
Это не удивительно: только в России, где для получения обычного разрешения на предпринимательскую деятельность нужно выдержать целую бумажную битву с бюрократами, могло быть полностью отменено лицензирование торговли антиквариатом, как это случилось осенью.
«В принципе, — рассказывает Чернецов, — теперь золото скифов может продавать даже торговец зеленью». Главное, чтобы у него имелся кассовый аппарат и налоговые органы могли взыскать с него свои 5%.
Археологи-любители существовали всегда, считает Илья Рязной из отдела розыска художественных ценностей МВД. Однако сейчас это явление обрело такие масштабы, что они позволяют делать выводы о коммерческих интересах. Сыщик бессилен: «Если мы кого-то ловим, он оправдывается тем, что раскоп не обозначен никакой табличкой. И, если мы не схватим его непосредственно с лопатой, он утверждает, что только что приобрел данную вещь у какого-то пьяницы».
Неприятности с законом бывают лишь у тех, кто преднамеренно разрушает археологические памятники. Так, Александр Санков был вынужден выплатить около 850 евро штрафа, поскольку он в Адыгее раскапывал бульдозером скифский могильник III века до н. э. Сумма, которую опытные охотники за сокровищами даже при небольшом везении возместят через месяц.
Правда, металлодетектор, необходимый для раскопок, стоит не менее тысячи долларов. Однако эти затраты себя оправдывают. Будь то золотой слиток или гвоздь от конской подковы, сделанный древними славянами, детектор реагирует на любое металлическое изделие, которое лежит на глубине не более пяти метров. По оценке Института археологии РАН, «черные археологи» оснащенные таким образом, вскрывают ежегодно в поисках сокровищ не менее тысячи раскопов. Многие из них, возможно, являются единственным ключом к неразгаданным загадкам истории.
«Разграбленный раскоп, — говорит Чернецов, — это как человек, которого лишили памяти. Он больше ничего не может рассказать».
Как, например, разграбленная пещера в кавказской республике Карачаево-Черкесия с изображением Христа на скальной стене. Оно появилось за несколько веков до того, как Россия приняла христианство, а Кавказ — ислам. Кто нарисовал терновый венец? Купец с Великого шелкового пути? Миссионер из Византии? Кто в бронзовом веке на Южном Урале воздвиг загадочный круглый город? Был ли он промежуточной стоянкой для переселенцев из Причерноморья? Именно там, как считают российские ученые, находится Гиперборея, северная прародина, которую до сих пор никто не нашел.
Все эти вопросы теперь, возможно, останутся без ответа. Поскольку «черные» археологи сплошь и рядом опережают ученых: археологические памятники указаны на картах; специальная литература, которую можно найти в любой более или менее крупной библиотеке, детально информирует об уже сделанных находках.
«Черные» археологи ведут с нами борьбу за нашу историю, в результате которой от нее не останется камня на камне», — опасается археолог Чернецов.
Тем не менее, может быть, не все так плохо. Возможно, Владимир Путин поймет, что небрежному отношению к археологии должен прийти конец. Следующим летом по крайней мере часть своего отпуска он собирается провести вместе с археологами на одном северном раскопе. Он уже обзавелся кисточкой и мастерком.
Эльке Виндиш
08 ЯНВАРЯ. Tagesspiegel.
Переведено на InoPressa.ru
*