При помощи европейской космической обсерватории XMM-Newton, работающей в рентгеновском диапазоне, астрономы изучили в ранее недоступных деталях сверхмассивную черную дыру, находящуюся в самом центре одной из дальних галактик. Галактика, известная под классификационным номером 1H0707-495, при помощи телескопа была исследована четырежды, начиная с января 2008 года.

По словам ученых, черная дыра, расположенная в центре галактики, должна была бы скрывать собой облака газа и пыли, присутствующие в галактике, но серия последних наблюдений позволила ученым исследовать самые глубины 1H0707-495.

«Нам удалось составить карту региона как раз вокруг черной дыры», — рассказывает руководитель исследований, астроном из Кембриджа Эндрю Фабиан. По словам исследователя, рентгеновские лучи, производимые веществом, вращающимся вокруг черной дыры, просвечивают буквально весь регион вблизи экстремального объекта, пишет cybersecurity.ru.

«Лучи успевают светиться и отражаться, прежде чем черная дыра окончательно поглотит их. В излучениях, присутствующих вокруг сверхмассивной дыры, были обнаружены атомы железа, по линиям отражений которых нам удалось установить скорость излучения, энергию черной дыры, с которой она поглощает материю вокруг нее, скорость вращения черной дыры, а также силу их гравитации», — рассказывает он.

Астрономы говорят, что данный метод наблюдений относится к косвенными, но именно при помощи него удалось в мельчайших деталях изучить саму дыру и окружающий ее регион.

Космический телескоп XMM-Newton обнаружил два наиболее ярких потока рентгеновского излучения с атомами железа, которые прежде никогда не наблюдались ни в одной из галактик, обладающих активным ядром. Данные потоки ученые называют L- и К-линиями, прежде во всех исследованных галактиках обнаруживались линии либо одной конфигурации, либо другой. Здесь же присутствуют оба.

Исследователи отмечают, что черная дара в галактике 1H0707-495 способна излучать линии обоих типов, но в разные периоды времени. Статистический анализ выявил, что вначале дыра выбрасывает L-потоки, затем, с 30-секундной задержкой, выбрасываются K-потоки. Помимо того, что само по себе поведение черной дыры нельзя назвать обычным, такие разнообразные типы излучений позволили исследовать дыру с разных позиций. Исследователям удалось, в частности, установить, что масса данного объекта составляет от 3 до 5 млн солнечных масс.

MIGnews.com ссылка на статью