Во вторник 11 мая в Лондоне начинает гастроли московский театр «Геликон-опера» — один из самых интересных новых театральных коллективов, возникших уже в постсоветский период.

Опера — искусство классическое, и в советской официальной иерархии искусств стояла весьма высоко, хотя и тут бывали свои проблемы — достаточно вспомнить пресловутый «сумбур вместо музыки,» которым с подачи всемогущего вождя обозвала великую оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» официальная советская критика сталинской поры.

Годы перестройки принесли свежий ветер во многие виды искусств, в том числе и в оперу. На волне новых возможностей молодой — ему было всего 23 года — дерзкий режиссер Дмитрий Бертман в 1990 году придумал новый театр и назвал его «Геликон».

Одни связывают происхождение названия с горой в Древней Греции, где певцы и музыканты приносили себя в жертву Аполлону и музам. По другой версии, геликон — всего лишь огромный духовой инструмент.

Как бы то ни было, звучное и яркое название закрепилось и запомнилось и сейчас ассоциируется в первую очередь с новой московской оперой.

Камерное, запрещенное или забытое

В отличие от могущественных монументальных постановок Большого или Мариинки, «Геликон» с самого начала сделал упор на камерность, на новое оригинальное прочтение хорошо знакомой классики и, конечно же, на восстановление забытых или и вовсе российской публике неизвестных, игнорировавшихся советским официозом оперных шедевров.

Сегодня в репертуаре театра свыше полусотни спектаклей, в числе которых и такие ранее никогда не ставившиеся в России оперы как «Мавра» Стравинского, «Магдалена» Прокофьева или последняя премьера театра — «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка.

Эволюция, которую молодой театр совершил за всего лишь четырнадцать лет своего существования, впечатляет. В 1990 году, когда Дмитрий Бертман начинал свою затею, среди его единомышленников были всего лишь семеро певцов и никакой официальной поддержки — лишь дерзость и напор молодости и убежденность в правильности выбранного пути.

Сегодня в труппе театра 350 человек, а о степени признании лучше всего говорят награды самой престижной российской театральной премии — «Золотой маски». Одиннадцать наград в различных номинациях получил театр за 14 лет своего существования.

Заслуженный успех

С театром выступают известные солисты и дирижеры — сам Мстислав Растропович в 2000 году дирижировал постановкой «Летучей мыши» в Эвиане, а на фестивале в Страсбурге, посвященном 100-летию со дня смерти Джузеппе Верди, с театром спел легендарный итальянский тенор Роберто Аланья.

В Москве театр выступает в знаменитом театральном здании на Большой Никитской. С конца XIX века здесь играли различные театральные антрепризы, пел Шаляпин и дирижировал Рахманинов, а в последние советские годы выступал знаменитый театр Марка Розовского.

В Лондоне «Геликон» выступит в здании театра с красивым названием Peacock (в переводе с английского павлин). Лондонские гастроли организованы двумя компаниями: Ensemble Production и Russian Connection, специализирующимися на организации концертов и спектаклей российских исполнителей и коллективов на Британских островах.

Глава Ensemble Production известная пианистка Ольга Балаклеец несколько лет назад уже организовывала выступление театра «Геликон» в Лондоне в рамках большого фестиваля Dimensions, посвященного классической музыке из бывшего СССР.

Лондонская публика ориентирована скорее на классические постановки, и в программе нынешних гастролей две проверенные временем и пользующиеся гарантированным вниманием оперы: «Кармен» Бизе и «Пиковая дама» Чайковского.

08 мая 2004 г., 23:43 GMT 03:43 MCK

Би-би-си

*