Несмотря на все оптимистические возгласы о скором конце кризиса, в некоторых отраслях экономики он проявил себя больше всего. Сильнее всего в машиностроении на многих оборонных предприятиях. Самара, с нашими «СНТК им.Кузнецова» и «Моторостроителем» исключением не являются.

Только вроде «Оборонпром» выделил деньги своим «деткам» — «СНТК им. Кузнецова» и «Моторостроителю» для погашения задолженности по зарплатам и вроде все стало все хорошо, как выяснилось, что на предприятиях лучше не стало. Всему виной, что несмотря на качественную продукцию контракты с заводами государство заключать не спешит, а «частных» клиентов почти нет. Что делать сейчас и как будут помогать власти ― региональные и федеральные (уже, в принципе, без разницы), пока не ясно.

Сейчас идут многочисленные толки о том, что эволюционная модернизация нашего нынешнего машиностроения невозможна. Вроде надо взять и разрушить старый завод, а рядом построить новый. Так, кстати, многие смелые аналитики предлагали поступить с «ВАЗом» — мол, машины то лучше не становятся. Но там нельзя ― автозавод градообразующее предприятие. В принципе, если взять «СНТК им. Кузнецова» и «Моторостроитель», то и тут подобное представить сложно. Заводы, между прочим, выпускают действительно хорошую продукцию, но деньги, в отличие от некоторых тольяттинских предприятий в них вкладывать никто не собирается. Такое ощущение, что мы вскоре рискуем ненароком похоронить оборонку в области. Впрочем, она ответит нам тем же ― снижением бюджета и увеличением безработицы. Если не заняться ею вовремя.

Дмитрий Билик

*