Преподаватели в высших учебных заведениях — на вес золота. В особенности те, что имеют звания и научные степени. Однако «золото» это фигуральное: в основном их заработки столь невысоки, что подталкивают педагогов к совмещению работы в государственных вузах с коммерческими.

Ограниченный круг

В идеале любой вуз хотел бы видеть собственных ученых мужей в своем штате. Однако университетов, институтов и академий сейчас очень много, а преподавателей недостаточно. Определенный круг преподавателей — хоть и достаточно широкий, но все же ограниченный — сложился в Самаре давно. Как говорят руководители высших учебных заведений, количество высококвалифицированных педагогов за последние 10 лет практически не изменилось.

«На все вузы штатных преподавателей не хватит, — утверждают в самарском институте «Высшая школа приватизации и предпринимательства». – Педагогов, конечно, учебные заведения города выпускают. Но, честно говоря, вузы все-таки с небольшой охотой берут на работу молодых специалистов. В первую очередь, потому, что по лицензионным требованиям каждый вуз должен иметь в штате в основном людей не просто с опытом работы, но и учеными степенями, званиями.

А молодых до этого уровня еще растить надо. Мы оставили в прошлом году троих наиболее одаренных выпускников. Но еще неизвестно, что из них получится, поскольку не каждый может стать преподавателем».

Зарплата в высшей школе невысока. Большинство педагогов и рады бы работать на одной кафедре, передавая свои знания и опыт студентам одного вуза. Однако и доценты, и профессора зачастую вынуждены работать по совместительству, «разрываясь» между 3-4 вузами, находящимися порой в разных частях города.

«Подогнать» расписание

«При наших низких заработках нам приходится читать лекции сразу в нескольких вузах, — сетует доцент одного из экономических образовательных учреждений. – В основном это касается педагогов непрофильных дисциплин, под которые отводится мало часов. К таким, например, относятся философия или экология. Кроме того, преподаватели популярных дисциплин, таких как экономика и юриспруденция, тоже нарасхват. Два года назад мне приходилось совмещать работу аж в пяти вузах одновременно. Сейчас – в трех. В каждом из этих институтов просишь «подогнать» расписание так, чтобы в один день не ездить в разные части города. Хорошо, если в коммерческих вузах есть возможность работать в вечернее время или в выходные. Но в любом случае такая «гонка» сильно изматывает, и полноценно подготовиться к занятиям со студентами сил уже не хватает».

Подавляющее большинство опытных и «остепененных» педагогов находятся в штатах государственных высших учебных заведений. Руководство этих вузов своего недовольства сложившейся практикой совместительства в коммерческих институтах не скрывает. «Мы не приветствуем работу наших преподавателей в других вузах, — констатируют в ректорате Самарского государственного экономического университета. – Нет ничего хорошего в том, что наши сотрудники бегают по всему городу. Но так как такая ситуация законна, запретить совместительство мы не можем. Потому стараемся удержать своих специалистов на одном рабочем месте иными способами. А именно: даем возможность подработать на различных дополнительных учебных программах. Например, наши сотрудники преподают на курсах повышения квалификации, открытых в вузе, и по другим программам дополнительного образования в СГЭУ».

Об этом пишет сегодня газета «Волжская коммуна»

*