17 мая 1918 года в Самаре вспыхнул анархо-максималистский мятеж. Отряды восставших заняли почту, телеграф, телефонную станцию. Они выпустили из тюрьмы уголовников, а также выступавших против Советской власти представителей буржуазии и вооружили их. Мятежники заняли гостиницы Филипповой и Телегина, установили в окнах пулеметы, а во дворе — орудие. Серьезная опасность этого выступления заключалась в том, что его организаторы имели связь с контрреволюционными войсками генерала Дутова. В тот же день восстание вспыхнуло в Саратове, в Челябинске и грозило распространиться по всему Поволжью.

Анархо-максималистское движение отличалось от рабочего своей аполитичностью. Его лидеры отрицали руководящую роль пролетариата и выступали за самоуправление. Они считали приемлемой и даже необходимой тактику террора и экспроприации собственности буржуев. К мятежу в Самаре анархисты готовились заранее, собирали оружие и денежные средства, не брезгуя при этом противоправными действиями. По многочисленным жалобам горожан, самарский горисполком приказал разоружить анархо-максималистов, которые «терроризировали население, учиняли грабежи и захватывали государственное имущество». Еще 8 мая базирующийся в Самаре отряд морской гидроавиации изъял в клубе максималистов три пулемета, винтовки, патроны, а в помещении федерации анархистов — восемь пулеметов и около тысячи бомб.

    Но, как видно, у мятежников оружия было еще вполне достаточно, чтобы открыто выступить против Советской власти. На помощь самарским большевикам 18 мая прибыли железнодорожники Кинеля и большой отряд интернационалистов — латышей, эстонцев, поляков, чехов. Против мятежников выступили также рабочие дружины самарских предприятий. 20 мая они отбили почту и телеграф и заставили контрреволюционеров сложить оружие. Мятеж был подавлен малой кровью. Но это был лишь пролог грядущих бурных событий. 28 мая в Пензе вспыхнет чехословацкий мятеж, который положит начало большой, кровопролитной гражданской войне в России.

*