13 мая 1878 года «Самарские губернские ведомости» опубликовали материал о колорадском жуке, которого в России еще и в глаза не видели. Статья называлась «Картофельный жук». За границей некоторые его именовали дорифорой, другие колорадо, по названию штата, где он был обнаружен. Но такие названия ни о чем не говорили русскому человеку.

В газете сообщалось, что жук этот вот уже восемнадцать лет опустошает картофельные поля в Северо-Американских соединенных штатах. Чтобы избежать попадания его на европейский континент, правительства многих стран пошли на крайние меры: запрет ввоза картофеля из Америки. В апреле 1875 года такие карантинные меры ввело и правительство России. Однако в мае 1877 года колорадский жук проник на поля Пруссии. Близ Кельна крестьяне обнаружили вредителя на двух десятинах молодого картофеля. По распоряжению правительства зараженные участки засыпали опилками, щепой, облили керосином, подожгли и тем предотвратили его распространение.

В России картофель стали выращивать со времен Екатерины. Его подавали к столу, им кормили скот. Сажали в таких количествах и придавали такое значение, что назвали вторым хлебом. Поэтому кабинет министров признал, что «…занесение в Россию из Америки картофельного жука имело бы значение народного бедствия».

Лет тридцать назад, когда в нашу страну пришла засуха, какой-то чиновник отдал распоряжение завести картофель из Польши. С тех пор мы безуспешно пытаемся противостоять жуку, которого не губят даже сибирские морозы.

*