Информационное агентство АНО ИА ВВС закончило полугодовое исследование информационных ресурсов самарского сегмента Рунета. Нам удалось побеседовать с и получить дополнительную информацию у директора АНО ИА ВВС Александрам Барышевам и руководителя вебгруппы и группы маркетинга Романам Тюрина.

Что натолкнуло вас на мысль провести данное исследование?

А.Барышев: Существует большая необходимость знать реальное положение дел в том сегменте, где мы живем и развиваемся. Например, если брать всем известный закон , то одним из составляющих будет Place – место продукта в ряду других. Мы вот это самое место и попытались разглядеть. К тому же сейчас на медиарынке немало людей, которые, мягко говоря, не всегда добросовестно рассказывают своим клиентам и партнерам о своих возможностях и своем месте в линейке игроков данного сегмента медиабизнеса (Place — место продукта в ряду других). Мы, в первую очередь, хотим показать не какие мы хорошие и замечательные, а просто представить на всеобщее обозрение информационное интернет-поле в Самарской области. Нам это исследование не принесло ни денег, ни славы. По сути же мы делали работу, которую должны были бы сделать властные структуры. Им необходимо развивать и укреплять российскую глобальную сеть, ради установления обратной связи с населением. Известно, какое значение развитию Сети уделяет Президент РФ Д.Медведев. Неслучайно сейчас существует проект «Электронная Россия», неслучайно, что из рассмотренных интернет-порталов и электронных СМИ часть принадлежит государству. И нашей власти должно быть интересно участвовать во всем этом. Возможно, этот интерес у местных органов власти проснется позже. Возможно. Но эта информация нужна сегодня, сейчас.

Какие были основные трудности при проведении исследования?

Р.Тюрин: Можно выделить три основные проблемы: закрытость источников, нахождение единого подхода — у всех разные показатели, счетчики, модели — ну, и то, что исследование растянулось на долгое время — начали мы его в ноябре. Но основная проблема — это, конечно, закрытость источников.

А как проводилось исследование?

Р.Тюрин: За основу брали классификацию Яндекса. То есть, основные участники это: профессиональные интернет-СМИ, интернет-версии офлайновых СМИ и социальные СМИ. Последних в нашей области практически нет, поэтому исследовали две группы.

А.Барышев: Мы провели рейтинг потребителей по учету предпочтений. По популярности последовательность получилась следующая: li.ru, mail.ru, top100.rambler.ru. Существуют, конечно, здесь некоторые экзоты. Например, у проекта samara.ru существует свой счетчик — top.top, счетчик с анализом статистики внутри собственной сети. Потому это не создает некий целостный рейтинг. Так же мы делали собственные экспертные оценки на основании понимания структуры сайта. Работа была очень трудоемкая, но необходимая для оценки ситуации в целом.

Каждый владелец интернет-ресурса сам выбирает счетчик, сам регистрируется в «топах» или же ничего не делает. Здесь выходит еще одна составляющая из : Promotion. Разумные люди должны продвигать себя. Если они это не делают, значит либо не понимают важности всего этого действа, либо не занимаются развитием собственного интернет-проекта. Сейчас предпринимается слишком много попыток запутать читателей, например, учитывается не количество посетителей, а количество показов. Нужен одинаковый подход ко всем. Показы, хиты, хосты – все это в оценке рейтинга посещаемости не учитывается.

Возможно ли, на ваш взгляд, создать единый для всех счетчик?

Р.Тюрин.: Нет. Попросту никто не будет ставить этот единый счетчик. Сейчас, например, у каждого сайта может существовать публичный счетчик и закрытый. Последний выдает те параметры, которые нужны владельцу. Сейчас уже существуют li.ru, mail.ru, top100.rambler.ru, hotlog.ru, samaratop.ru. Их хватает.

А.Барышев: Соглашусь. Это дело добровольное. Нельзя владельцев порталов заставить пользоваться неким единым счетчиком. Их право — заниматься развитием собственного интернет-ресурса, или нет. В принципе, 2-3 счетчика для оценки ситуации вполне достаточно, а существование только одного грозит некой монополией. Просто уйдет элемент достоверности.

За последние полгода Интернет-аудитория серьезно возросла. С чем это можно связать?

А.Барышев: Увеличение числа посетителей не автоматически обозначает рост интернет-посетителей. Конечно, сейчас «юзеров» значительно больше, чем раньше. Я помню, еще лет 9 назад количество пользователей было 30 тыс. человек. Сейчас их уже 220 тыс. Но неправильно думать, что из-за кризиса все рванули в интернет, на информационные проекты, это не так. Среди всех этих пользователей всего 35 тысяч, которые идут в Сеть за новостными сообщениями. Остальные смотрят погоду, знакомятся, ищут счастья, ну и т.д.

Нас, непосредственно как СМИ, очень интересуют именно эти 35 тысяч. В Самарской области, например, существует множество порталов, позиционирующих себя как СМИ, при этом они таковыми не являются. Мы вот и постарались эту иллюзию развеять, чтобы «юзеры» знали, с кем имеют дело и какова полная общая картина. Ведь не зря же мы свою работу так и назвали «Вся правда о самарском интернете».

А был какой-то всплеск роста посетителей?

Р.Тюрин: Ни у кого нет какого-то всплеска, все интернет-порталы росли довольно плавно. У некоторых лента просто остановилась, то есть перестала обновляться, но в целом сам Рунет потихоньку растет. Если говорить грубо, то число пользователей удваивается каждый год.

А чем можно объяснить, что samaratoday.ru по оценкам многих счетчиков в лидерах по посещаемости?

А.Барышев: Многим: есть опыт, наработки, но самое главное — желание создавать картину мира. Сразу надо оговориться, что мы представлены в двух ипостасях. Во-первых, это портал сервисов samaratoday.ru (Самара сегодня) и, во-вторых, уже электронная газета news.samaratoday.ru (Самара today) , которая была зарегистрирована аж 30 ноября 1999 года. Если сейчас перевести нашу электронную газету в бумажный формат, то получится 8 полос форматом А3. И это каждый день. Причем вся информация разбита на рубрики для более удобного ее использования.

На ваш взгляд, каково будущее самарского интернета?

Динамика развития, показанная в нашей работе, хорошо видна. Несмотря на то, что столица нашего региона лишь на 13 месте по распределению аудитории, каждый будний день в самарском сегменте Рунета выходит в Сеть 423 информационных сообщения, 47 — в выходные дни. Этот наш негромкий голос дает возможность всему российскому информационному многоголосью быть полнее.

Сегодня есть надежда, что именно через интернет люди смогут приобщаться к самым разнообразным сокровищницам мировых знаний и культуры. И интернет-проекты разных авторов и различной направленности всем нам в этом помогут. Мы в это верим и этого всем желаем.

Интервью подготовил Дмитрий Билик


Вся правда о самарском интернете

Исследование информационных ресурсов самарского сегмента Рунета

Каждый будний день на 32 информационных ресурсах области, работающих в самарском сегменте Рунета, выходит 423 информационных сообщения, 47 — в выходные дни… Проведена большая маркетинговая работа по изучению, классифиации, систематизации и анализу темпов развития медиапространства Самарской области. >>>

*