Игры разума. Вышла книга известного самарского юриста Василия Тарасенко «Постулаты права»
Профессор В.Мозолин, представляя книгу читателю, заметил, что несмотря на марксистcко — ленинское воспитание, В.Тарасенко сумел преодолеть не только идеологическую, но и профессиональную узость научных взглядов.
С.В.: Ваша книга меня, если честно, весьма озадачила. Cоциальных законов, действующих с неотвратимостью закона тяготения, не существует. Детерминизм локален. История не имеет вектора… А как понять ваш постулат – «государство себя исчерпало»?
В.Т.: Симптомы очевидны: государство теряет способность управлять. Управление — это ведь не только поддержание упорядоченности вопреки «возмущающим» действиям, в том числе извне, но и совершенствование, но и развитие. Справляется с этими задачами современное государство? Я бы не сказал. Безудержно у нас развивается только бюрократия. А это означает одно: власть наращивает и наращивает мышцы, а они… висят. Они неэффективны. Армия бюрократов огромна, но принимать решения из «рекрутов» этой армии не хочет никто.
С.В.: Да для бюрократа это просто закон выживания: не принимать самостоятельно решений и не брать на себя ответственность.
В.Т.: А потому что бюрократ — это кто? Это, как писал Макс Вебер, вышколенная недееспособность. В Китае в 5 веке до нашей эры были введены экзамены для чиновников, и «Мандат Неба» там мог получить только самый талантливый. Попробуйте у нас поинтересоваться, как попал тот или иной человек в бюрократический аппарат?
С.В.: Взятки, протекции, близость к тому, кто ведает кадровым менеджментом…
В.Т.: А еще дар обладать «вышколенной недееспособностью». Вышколенная недееспособность, стремящаяся к абсолютной безответственности. Вот что такое классический бюрократ. А почему он стремится к безответственности? А потому, что безответственность — это безнаказанность. А безнаказанность — это «что хочу, то и ворочу».
С.В.: И воротят.
В.Т.: Воротят. А это уже чревато социальными взрывами. Вебер и тут совершенно прав: хотите революцию — дайте бюрократии волю. Пока дрова сырые, но как только высохнут, ни лозунгов не понадобится, ни поводов – вспыхнет само.
С.В.: И что же делать?
В.Т.: Прежде всего осмыслить происходящее. Осуществить экскурс в историю предмета и осмыслить на основании этого день сегодняшний. Чем я, собственно, в этой книге своей и занимаюсь.
С.В.: И приходите к выводу, что необходимо менять не только концепцию государства, но и экономики, и права.
Четверг 07 Мая 2009
Подробнее: Самарская газета
*