"Прогресс" пустился "в свободное плавание"
Российский грузовой корабль «Прогресс» отстыковали от Международной космической станции (МКС) и пустили «в свободное плавание».
«Более полутора недель на «Прогрессе М-66», который в среду в 19:18 по московскому времени по команде с Земли отстыковался от МКС и начал автономный полет, будут проводить эксперимент «Плазма-Прогресс», — сообщили в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП). Цель эксперимента — изучение отражательных характеристик, размеров и плотности плазменных образований, возникающих при работе двигателей «грузовика», пояснили в ЦУП.
Специально для автономного полета на «грузовике» оставили немного топлива. По завершении эксперимента, 18 мая, «Прогресс М-66» затопят в специально отведенном районе Тихого океана, вдали от судоходных маршрутов.
Освободившийся причал МКС у стыковочного отсека «Пирс» 12 мая должен занять второй модифицированный «Прогресс М-02М», который доставит на МКС около двух с половиной тонн различных грузов для обеспечения жизнедеятельности станции и экипажа. У служебного модуля «Звезда» «пришвартована» «спасательная шлюпка» — корабль «Союз ТМА-14», который месяц назад доставил на орбиту экипаж 19-й основной экспедиции. Третий причал — у функционально-грузового блока «Заря» — остается свободным до 29 мая, когда на орбиту прилетит пилотируемый корабль «Союз ТМА-20» с экипажем МКС-20, передает «Интерфакс».
Начиная с осени 2007 года, почти все «грузовики» после отстыковки от станции используют как научный модуль. «Практика использования «Прогрессов» в качестве научных лабораторий будет продолжена и в дальнейшем», — подчеркнули в ЦУП. С «Прогресса» запускались российские и германские микроспутники, а также исследовалась возможность применения катапультируемого кресла для спасения экипажа многоразового
корабля «Буран». Некоторые из кораблей оснащались возвращаемой капсулой, с помощью которой на Землю с орбиты возвращали до 60 килограмм грузов.
В 2003 году «Прогресс М1-10» после отстыковки от МКС в течение месяца с помощью специальных камер вел наблюдение за районами стихийных бедствий и экологических катастроф, в 2005 году на «грузовике» в течение десяти суток тестировали некоторые режимы пассивной ориентации, а в 2007-2008 годах на нескольких «Прогрессах» проводили эксперимент «Плазма-Прогресс».
*